Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.

Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Рефлексия — это взгляд человека внутрь себя, анализ своих мыслей и действий и их переосмысление.

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента.

К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся.

Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как — будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

  1. Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

  2. Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

  3. Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности — самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон — самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»).
По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге — остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен.

Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Что значит рефлексировать

Рефлексировать — это думать, логически размышлять, анализировать действия и поступки, познавать самого себя.

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа — это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

  1. Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

  2. «Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

  3. Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

  4. Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

Как это делать?

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.
Читайте также:  Эстроген в таблетках – 12 лучших женских гормонов

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Источник: https://PsyLogik.ru/40-refleksija-chto-jeto-takoe.html

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе».

Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение.

После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.

Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Рефлексия: примеры, развитие, виды и формы

  • Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
  • Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
  • Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
  •          В — всесильный
  •          О — олицетворяет справедливость
  •          Л — луна, черный пудель и «чертовщина»
  •          А — антипод Иешуа
  •          Н — не абсолютное зло
  •          Д — дьявол
  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: «У одного учителя красный листочек означает «все понял», у другого — «ничего не понял», у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?» Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

Виды и формы, основные функции рефлексии. Учебная рефлексия

  • Виды и формы, основные функции рефлексии.
  • Учебная рефлексия.
  • Введение.
  • Одним из условий формирования регулятивного универсального учебного действия является рефлексия (от латинского «отражение») — умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии и её результатов.

В учебном процессе в настоящее время основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых знаний, но и процессу осознания обучающихся своей деятельности.

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания.

Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность даёт возможность осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

Принцип активности и сознательности является один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, осознавая цель учения, его необходимость, каждое его действие должно быть осознанным и понятным. Уже в предшкольной подготовке необходимо начинать обучение детей рефлексивной деятельности и активно продолжить в период школьного обучения.

Основная цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, результаты этой деятельности. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Виды рефлексии.

Существуют разные виды рефлексии. Их можно подразделить по целям, задачам и способам ее организации, в зависимости от объекта рефлексирования:

  • Личностна — самоанализ и изучение собственного «Я», достижение самосознания;
  • коммуникативная — анализ отношений с другими людьми;
  • кооперативная — осмысление совместной деятельности для достижения общей цели;
  • интеллектуальная — на знания, умения и навыки человека, сферы и способы их применения;
  • социальная рефлексия — состояние человека через то, как его воспринимают другие люди;
  • профессиональная — анализ движения по карьерной лестнице;
  • учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
  • научная — осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
  • экзистенциональная, обдумывание смысла жизни;
  •  саногенная — контроль эмоционального состояния личности.

В педагогической практике применяется учебная рефлексия, примером которой может стать любое школьное занятие в соответствии с ФГОС: ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения Учебная рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание, включение ученика в активную познавательную деятельность. В результате применения данного вида рефлексии, обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важным требованием является формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Данный вид рефлексии обязательно проводится учителем в процессе изучения учебного материала в символической, устной или письменной форме; содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, оценку эмоций либо анализ, для чего нужна ученику данная информация.

Рефлексия может осуществляться на любом его этапе, должна быть направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Обучаемый должен уйти с урока с зафиксированным результатом, выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Читайте также:  Димексид в гинекологии – 10 лучших рецептов для женского здоровья

Исходя из функций рефлексии можно выделить такие виды рефлексии:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния (описание своих эмоций, настроения);
  • Рефлексия содержания учебного материала.
  • Рефлексия деятельности своей деятельности.
  1. Педагогу при выборе вида рефлексии необходимо учитывать цель, задачи, содержание деятельности обучаемых и степень трудности учебного материала, тип урока, способы и методы обучения; возрастные и психологические, индивидуальные особенности детей.
  2. Использовать рефлексию возможно по — разному:
  3. — элементы рефлексии на отдельных этапах урока;
  4. — рефлексия в конце каждого урока;
  5. — темы курса;
  6. — постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
  7. Учитель, при взаимодействии с учащимся, может использовать один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
  • физическую (успел — не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше — хуже, созидал или разрушал себя, других).

Физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может проводиться индивидуально, парами, группами, то духовная проводится только в письменной форме письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Так же имеем место рефлексия, которую называют личностной, результатом которой является исследование субъектом самого себя, переосмысление себя.

Рефлексия эмоционального состояния и настроения урока может проводиться в начале урока или занятия для установления эмоционального контакта с детьми. Этот вид рефлексии используется так же при подведении итога занятия. Педагог может использовать картины, музыку, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.

Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Для оптимизации учебного процесса применяется такой вид, как рефлексия деятельности. С её помощью обучающиеся осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). Данный вид рефлексии используется на этапе актуализации знаний, умений, навыков; продуктивен в конце урока, так ка позволяет оценить активность учеников на всех этапах учебной деятельности.

  • Формы рефлексии.
  • Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальном, групповом, коллективном.
  • Исходя из этого, рефлексивная деятельность, как любая другая, может организована в индивидуальной и групповой форме:
  • а) индивидуальная — формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, — беседа с ребенком по результатам самооценки — почему выбран тот или иной уровень);

б) групповая — акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

При разработке рефлексивной методики на каждом этапе урока учителю необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся и состав класса; особенности предмета, тему и тип урока; сложность изучаемого материала; психологические особенности детей. необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

Педагог, чтобы показать учащимся, как они работали в группе, оценить уровень их коммуникации, проанализировать не только результат, но и процесс учебной деятельности на уроке может использовать алгоритм:

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? (Делало её более эффективной; тормозило выполнение задания; не позволило точно выполнить задачу; испортило отношения в группе?).

2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? (Обмен информацией; взаимодействие; взаимопонимание; были равномерно задействованы все уровни?).

3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? (Недостаток информации; недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.); трудности в общении

4.Какой стиль общения преобладал в работе? (Ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания?)

5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? (В группе сохранилось единство и партнерские отношения; единство группы в ходе работы было нарушено?).

6.Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? (Лидер, выдвинувшийся в ходе работы; нежелание наладить контакт большинства участников группы; непонимание задачи, поставленной для совместной работы; сама задача оказалась неинтересной, трудной?).

Групповая рефлексия подразумевает процесс, в ходе которого члены группы обсуждают, насколько удалось достичь поставленной рабочей цели; сформировать хорошие групповые отношения. Цель групповой рефлексии — повысить эффективность деятельности каждого участника как члена группы; увеличить возможный вклад каждого члена группы в достижение целой группы.

При организации коллективно-учебной деятельности рефлексивная контрольно-оценочная деятельность в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания

Последовательность действий педагога в ходе групповой рефлексии: еще раз сформулировать стоявшую перед группой цель; вспомнить (выписать) перечень действий членов группы (какие были действия и в чем они состояли); действия каждого члена группы с указанием на то, какие действия помогли или не помогли достижению цели: решить (планирование на будущее), какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие необходимо изменить.

В процессе применения индивидуальной формы рефлексии педагог должен помнить тот фактор, что обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Очень важно, чтобы рефлексирующий эту деятельность не только осмысливал, но и совершал.

Индивидуальная форма рефлексии проводится с обучаемым в непосредственном общении педагога, с учётом возрастных, психологических особенностей, без огласки для остальных участников образовательного процесса с конкретным подбором рефлексивных приёмов, симулирующих к дальнейшей эффективной деятельности и формирования правильной самооценки.

Обязательные этапы методики организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие: постановка предметной деятельности; восстановление последовательности выполненных действий; изучение составленной последовательности действий; формулировка полученных результатов; проверка гипотез в дальнейшей деятельности. В структуре современного урока рефлексия занимает от 5 минут до 25% времени.

  1. Функции рефлексии.
  2. В процессе педагогического взаимодействия учебная рефлексия является первостепенным условием для оптимизации развития и саморазвития всех участников данного процесса.
  3. К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
  • диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств; в констатации уровня развития участников педагогического процесса;
  • проектировочную — предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности; предполагает проектирование и моделирование; тесное взаимодействие участников педагогического процесса;
  • организаторскую — выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия; способствующую организации наиболее эффективной деятельности, продуктивного взаимодействия педагога и учеников;
  • коммуникативную — рефлексия как условие продуктивного общения педагога и обучаемого; одно из важнейших условий общения педагога и воспитанников; задает направленность, характер и результативность деятельности, а также взаимодействия педагога и воспитанников;
  • смыслотворческую — формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
  • мотивационную — определение направленности и целевых установок деятельности;
  • коррекционную — побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Реализация данных функций способствует повышению уровня развивающего потенциала рефлексии в процессе педагогического взаимодействия, помогает определить эффективность самой учебной рефлексивной деятельности.

Заключение.

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и коммуникативной компетенций. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Понятие рефлексии в педагогику начало активно входить только последние десятилетия. Педагогическая деятельность, по сути, имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, в процессе организации деятельности учащихся, педагог стремится увидеть себя и свои действия глазами воспитанников, учитывать в работе их взгляды и внутренний мир.

Организуя взаимодействие с ребенком, педагог ставит себе оценку как участнику этого взаимодействия и диалога. Б.З. Вульфов отметил, что человек не может успешно развиваться, если он не осмысливает, не переживает происходящее с ним, чтобы строить свою дальнейшую жизнедеятельность».

Таким образом, в ходе выполнения учебной деятельности должны создаваться условия, стимулирующие осмысление и переосмысление своего опыта, иными словами стимулирующие рефлексию своей учебной деятельности.

Важно, что и учитель, и школьники учатся анализировать собственную работу, собственные успехи; учатся объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов.

Рефлексия – универсальный способ мышления, который оперирует не понятиями и их взаимоотношениями друг с другом, отвечая на вопросы:

  • Как?
  • Зачем?
  • Что мне это дало?
  • В чем смыл того, что я делал для меня и для других?
  • Имеет ли это отношение ко мне?
  • Что мне с этим делать дальше?

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. По итогам рефлексии можно не просто обдумывать будущую деятельность, но выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

Благодаря рефлексии учебная деятельность учащихся и ответственность учителя за свой труд становятся более осознанными. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности.

Организация рефлексивной деятельности — подготовка в сознательной внутренней рефлексии к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Надо отметить, что процесс рефлексии должен иметь многогранный характер, при котором оценка проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Учебная рефлексия представляет собой взаимодеятельность учащихся и учителя, позволяющую совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Литература

1. Власов С.А. Аксиология современной российской системы образования// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. №1. С.87-93

2. Голубева Н.М. Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии// Современные проблемы науки и образования.-2014.-№5. [Электронный журнал].

3. Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития// Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н И. Лобачевского.- №6 (1). С. 35-40.

4.Электронные ресурсы:

1. https://lechusdoma.ru/refleksija/

2.https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/refleksiya_v_pedagogike/

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2019/03/04/vidy-i-formy-osnovnye-funktsii-refleksii-uchebnaya

Рефлексия: что это в психологии. Определение и формы

«Познай самого себя» — это обращение к человеку, написанное на стене древнегреческого храма в Дельфах 2,5 тыс. лет назад, не утратило своей актуальности и в наши дни.

Мы все стремимся стать лучше, благополучнее, успешнее, но как изменить себя, не зная своих способностей, возможностей, целей, идеалов? Самопознание – главное условие развития личности, а управляет познанием себя очень важный и сложный психический процесс, который называется рефлексия.

Рефлексия как психический процесс

Слова с корнем «рефлекс», происходящим от латинского reflexus (отраженный), в психологии используются часто. Самое распространенное, собственно, рефлекс – ответная реакция организма на любое воздействие.

Но в отличие от врожденной, спонтанной реакции, рефлексия – процесс осознанный, требующий серьезных интеллектуальных усилий.

И происходит это понятие от другого латинского слова – reflexio, что значит «оборачивание», «обращение назад».

Что такое рефлексия

Под рефлексией в психологии понимается осмысление и анализ человеком своего внутреннего мира: знаний и эмоций, целей и мотивов, поступков и установок. А также понимание и оценка отношения окружающих.

Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами.

Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Рефлексия включает в себя также способность к самокритике, так как осмысление причин своих поступков и мыслей может привести к не самым приятным выводам. Данный процесс может быть весьма болезненным, но рефлексия необходима для нормального развития личности.

Читайте также:  Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Две стороны рефлексии

Субъективно, то есть с точки зрения самого человека, рефлексия ощущается как сложный комплекс переживаний, в которых можно выделить два уровня:

  • когнитивный или познавательно-оценочный, он проявляется в осознании процессов и явлений своего внутреннего мира и соотнесение их с общепринятыми нормами, стандартами, требованиями;
  • эмоциональный уровень выражается в переживании определенного отношения к себе, содержанию своего сознания и своим действиям.

Наличие ярко выраженной эмоциональной стороны отличает рефлексию от рационального самоанализа.

Несомненно, приятно, обдумав свои поступки, воскликнуть: «Какой я молодец!» Но часто рефлексивный процесс приносит нам далеко не положительные эмоции: разочарование, чувство собственной неполноценности, стыд, угрызения совести и т. д. Поэтому нередко человек сознательно избегает рефлексии, стараясь не заглядывать к себе в душу, опасаясь того, что сможет там увидеть.

Но и психологи признают, что чрезмерное рефлексирование может превратиться в самокопание и самобичевание и стать источником неврозов и депрессии. Поэтому надо следить, чтобы эмоциональная сторона рефлексии не подавляла рациональную.

Формы и виды рефлексии

Рефлексия проявляется в разных сферах нашей деятельности и на разных уровнях самопознания, поэтому она отличается по характеру проявления. Во-первых, различают 5 формы рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности:

  • Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.
  • Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.
  • Когнитивная рефлексия тоже чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.
  • Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.

Источник: https://psychologist.tips/2386-refleksiya-chto-eto-v-psihologii-opredelenie-i-formy.html

Что такое рефлексия простыми словами

Один из признаков, отличающих человека разумного от других живых существ, – это рефлексия. Человек развивается как личность благодаря умению понимать себя. А точнее, каков его внутренний мир.

В основе осознания своих чувств и переживаний лежит формула «Я – есть», хотя правильнее было бы сказать «Я есть такой!». В результате такого самонаблюдения приходит самопознание, и человек понимает причины своих внутренних проблем.

Начальное определение рефлексия получила благодаря философии. Представители этой науки так характеризовали мыслительную деятельность человека и считали это самым важным свойством сознания.

Что такое рефлексия как психический процесс?

Термин «рефлексия» (с ударением на второй слог) происходит от латинского слова reflexio, что означает «отражаю», «обращение назад».

В психологии есть мнение, что личность только в том случае может считаться полноценно развитой, если для индивида будут понятны границы его собственного «Я».

Рефлексия изучается несколькими науками, каждая из которых дает свое определение этого явления. В научном понимании это умение критически оценивать научные изыскания, в результате чего находится истина.

В психологии рефлексия это способность индивида:

  • сосредотачиваться на своих мыслях;
  • анализировать свое поведение;
  • оценивать свои поступки;
  • понимать свои ощущения и эмоции;
  • критически относиться к себе.

По словам Пьера де Шардена, рефлексия предполагает наличие знаний о себе и их осознание.

Авторы психологического словаря дают определение этого явления как мыслительного процесса, когда человек познает себя путем анализа своих чувств, переживаний, поведения и различных состояний.

Перу Сократа принадлежат слова «Познай самого себя!» Этот лозунг был написан на стене храма и стал призывом к исследованию человека. Несмотря на то, что понятие рефлексии – предмет изучения нескольких наук, наиболее часто его применяют в философии и психологии.

Виды

Рефлексия имеет разную направленность. На основании исследований выделяют такие виды рефлексии:

  • ситуативная (человек может анализировать происходящее с ним);
  • ретроспективная (способность человека оценивать свой прошлый опыт с учетом всех ошибок, умение делать выводы);
  • перспективная (умение прогнозировать свои действия, составлять планы).

Формы

Характер проявления этого феномена определяет его форму. В зависимости от того, на какую область психической деятельности человека направлено его сознание во время этого психического процесса, выделяют такие формы рефлексии:

Личностная Логическая Межличностная Когнитивная Социальная
осмысление и оценка внутреннего мира человека: идеалов, возможностей, потребностей и мотивов анализ и оценка всего, что связано с процессами мышления, памятью и вниманием; важна для процесса обучения оценка отношений между людьми в разных ситуациях, анализ своей социальной деятельности, причин конфликтных ситуаций анализ содержания и уровняполученных знаний; расширение кругозора, оценка собственных профессиональных навыков и возможностей развития карьеры возможность осознаватьотношение к индивиду окружающих, в результате чего он может корректировать свое поведение

Роль рефлексии в психологии и повседневной жизни

Рефлексия нужна каждому человеку. Это помогает достичь высот в профессии и взаимодействии с окружающими людьми.

В жизни важно научиться адекватно оценивать себя и стремиться стать лучше. Зная свои сильные и слабые стороны, легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях.

Например, если человек знает, что он может быть несдержан, но хочет произвести хорошее впечатление и стать лучше, он попытается избежать конфликтных ситуаций, работая над собой.

Для этого есть разные способы: посещать психотерапевта, читать книги по психологии, проходить тренинги. Этот необходимый психический процесс выполняет важные функции:

  1. Познавательную (желание изучать себя и анализировать свои действия). Эта функция помогает формированию в сознании индивида Я-концепции.
  2. Развивающая (преобразовывает личность, создает установки для личностного роста, развития способностей).
  3. Регулятивная (помогает регулировать свое поведение, совершенствовать характер, избавляться от пороков).
  4. Смыслотворческая (с помощью такой функции человек осмысленно совершает любое действие, может объяснить смысл своих поступков).
  5. Проектирования (создание перспективы на основе анализа действий в прошлом с целью самосовершенствования).
  6. Обучающая (делает возможным контроль уровня своих знаний и регуляцию образовательного процесса в плане усвоения нового материала).

Способность к рефлексии

На вопрос, имеет ли каждый человек такую способность, нельзя ответить утвердительно. Но развить в себе такое качество вполне возможно. По словам А.В.Карпова, если индивид может воссоздавать и подвергать анализу свои или чужие мысли, выделять в высказывании ключевые моменты и их последовательность, а затем их объективировать, то у него развита эта психологическая установка.

Что же на самом деле влияет на способность человека к рефлексии? Это:

  • умение находить выход из сложных ситуаций;
  • способность решать важные жизненные задачи;
  • желание переосмысливать свое поведение.

Развитие рефлексии

Развить в себе рефлексию может тот, кто стремится к самосовершенствованию. Она возможна при развитии таких навыков:

  1. Осознание того, какое место человек занимает в социальном окружении (самоидентификация).
  2. Умение посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих.
  3. Анализ своих действий и качеств, их оценка и сопоставление с уровнем требований современного общества.
  4. Самокритика (умение признавать собственные промахи и недостатки).

Этапы развития

Развитие многих человеческих способностей начинаются в раннем детстве. Рефлексивная деятельность – не исключение.

Первый этап начинается примерно в 3 года. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности и пытается всеми для него возможными способами доказать это взрослым. Он только начинает усваивать новые для него правила жизни в социуме. Но пока не может ни оценивать свои поступки, ни анализировать их. Ему пока недоступна самокритика.

Второй этап охватывает период обучения в младшей школе и частично в среднем звене (от 6 до 10 лет). В это время ребенок активно учится и овладевает навыками самоанализа и социальной рефлексии.

Возраст с 11 до 15 лет считается подростковым. Это период, когда дети начинают критически относиться к себе: она недовольны своей внешностью, уровнем усвоения знаний.

Нервная система подростков отличается неустойчивостью, что выражается в излишней эмоциональности, перепадах настроения. Именно в этом возрасте особенно важно, чтобы взрослые поддерживали своего ребенка.

Это способствует адекватному развитию навыков рефлексии.

Четвертый этап – юность, он длится от 16 до 20 лет. Юноши и девушки этого возраста в полной мере проявляют способность к объективной оценке своей деятельности. Эта способность совершенствуется с накопленным опытом по мере освоения новых видов деятельности.

Развитие у взрослых

Недостаток этого явления может проявиться в любом возрасте. Взрослые люди осознают, чего им не хватает. Например, умения сдерживать себя в критических ситуациях или правильно распределять время. Улучшить свои навыки можно. Но это каждодневная работа над собой. Нужно к этому быть готовым.

Если взрослый человек решил самосовершенствоваться, он должен понять, что именно он хочет и почему у него это не получается. Найти причину неудач – половина дела. После теоретической части можно приступать к практической.

Пусть ежедневным ритуалом станет по вечерам анализировать свое поведение в течение дня, а также мысли и чувства. Полезно завести блокнот, куда записывать все положительные и отрицательные моменты прожитого дня.

Перенося в блокнот пережитые негативные ощущения, можно избавиться от страхов или сомнений. Анализируя каждый этап дня, можно скорректировать свои дальнейшие действия, если ситуация будет похожей.

Полезно в мыслях попытаться восстановить неприятную ситуацию. Но ее финал должен быть другим – измененным в лучшую сторону. Важно оценивать также свои положительные качества и поступки, хваля себя за них. Но делать это нужно без фанатизма, иначе можно «поймать звезду» и стать «нарциссом».

Отсутствие рефлексии

Если у человека проблемы с мышлением, восприятием окружающего мира и себя в нем, то говорят, что у него отсутствует рефлексия.

В таком случае он может воспринимать окружающее как опасность для себя и пытаться всеми способами защититься от всех и вся. Часто такие люди становятся закрытыми для своих близких.

Попытки других людей (родственников, психологов, учителей) помочь им терпят неудачу.

Иногда у человека может возникнуть ощущение пустоты, депрессивное настроение. Он становится пассивным, отрешенным от внешнего мира. У него отсутствуют всяческие интересы и мотивы.

В современной педагогике есть мнение, что человек с отсутствующей рефлексией не может быть полноценным субъектом процесса обучения. Поэтому в таком случае говорить о личностно ориентированном воспитании и обучении нельзя. В связи с этим остро встает проблема еще с начальной школы обращать внимание на развитие у детей способности к рефлексии.

Примеры рефлексии из жизни

Такая психологическая способность оказывает влияние на поведение любого человека. Самый простой пример: поведение разных людей в очередях.

Для одних это пытка, для других – нормальное времяпрепровождение, общение с окружающими. При виде очереди каждый решает для себя, будет ли он стоять или уйдет.

Но среди тех, кто будет стоять, есть слишком агрессивные, эмоциональные, а есть тихие, незаметные.

При высоком уровне рефлексии человек не будет в своих неудачах обвинять внешние обстоятельства.

Другой пример рефлексии: учитель анализирует проведенный урок. Это нужно для улучшения качества обучения. Не всегда удается воплотить все задуманное за 45 минут. Поэтому использование разных методов и приемов позволит в будущем избежать ошибок. Важно

Обращению к рефлексии нужно учить и детей. Ребенок должен понимать, какие знания ему пригодятся в будущем. Если он научится правильно оценивать свои действия, то обучение станет интереснее.

Человеку свойственно совершать ошибки. Рефлексия помогает сделать так, чтобы их было меньше. Рефлексируя, человек внутренне растет, совершенствуется. Готов к переменам.

Для этого не нужно скрываться от внешнего мира. Следует анализировать действия, эмоции, искать причины конфликтов и делать правильные выводы.

Источник: https://eustress.ru/nevroz/refleksiya

Ссылка на основную публикацию