Социализация: агенты развития, факторы, роль и примеры

Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация.

Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст).

Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Социализация: агенты развития, факторы, роль и примеры

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей.

При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Факторы социализации

Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

  • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
  • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
  • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Социализация: агенты развития, факторы, роль и примеры

Агенты социализации

Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Источник: http://www.i-goddess.ru/v-garmonii-s-soboj/socializacija-lichnosti-agenty-mehanizmy-faktory-vidy-i-jetapy-socializacii-lichn

Агенты социализации личности

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.

Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию:

  1. На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
  2. При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.

И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации.

Понятие агентов социализации

Определение 2

Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.

В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.

Социализация: агенты развития, факторы, роль и примеры

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.

Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • школа,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья.

Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации.

Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий.

По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть.

Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив.

На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации.

В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.

Десоциализация и ее агенты

Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.

Определение 3

Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме.

Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия.

Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека.
К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/agenty_socializacii_lichnosti/

Агенты социализации

Процесс формирования личности называется социализацией. Сложный процесс длится в зависимости от индивидуальных особенностей человека, условий его проживания, экологии, состояния здоровья и других многочисленных факторов.

Становлению личности помогают также множество условий; такие факторы имеют свой научный термин – агенты.
Социализация: агенты развития, факторы, роль и примеры

8 класс предлагает начать изучение процесса социализации с научной точки зрения.

Агенты социализации – это люди и структуры, отвечающие за обучение конкретного человека его социальным ролям. В обществознании раздел строится на проникновении в суть понятий.

Агенты обладают способностью переходить из одной группы в другую. Принцип социализации – не просто приспособление человека к окружению. Все подвергается взаимозависимости, проникновению и превращению, свойственному только человеческому обществу.

Схема «Агенты социализации» помогает понять распределение задач социализации личности.

  • Первичные агенты.
  • Вторичные агенты.

Первые – это близкое окружение. Но понимать термин следует не в прямом смысле. Близкими являются:

  • родители;
  • родственники (даже если они живут далеко);
  • друзья (родителей и самого человека);
  • сверстники (одноклассники, одногруппники);
  • учителя (воспитатели, няни, тренеры, педагоги кружков и студий);
  • врачи.
Читайте также:  Удаление паховой грыжи: цена, диета после операции, реабилитация

Первичные агенты близки по способу общения и воздействия на психологию человека, формирующего свой характер и индивидуальный стиль жизни.

Вторичные агенты социализации несколько дальше по возможности их общения с конкретным индивидом. Что составляет круг вторичных агентов:

  • представители администрации тех учреждений, где учится человек (детский сад, школа, образовательная организация высших ступеней);
  • представители предприятий, являющихся рабочим местом;
  • сотрудники полиции и других надзорных органов;
  • служители церкви;
  • сотрудники средств массовой информации.

Составляющие схемы различны, они зависят от уровня жизни окружения ребенка, его возраста, потребностей и желаний.

Первичные агенты считаются неформальными группами, окружающими личность. Они составляют сферу близкого личного общения, формируют умение находиться в семье близких, компании друзей, группе сверстников. Каждый агент, входящий в первичную социализацию, выполняет поставленную перед ним задачу, социальную роль:

Например:

  • отец добывает средства для комфортного проживания;
  • мать заботиться о состоянии психологии;
  • друг защищает и помогает;
  • учитель дарит знания;
  • сверстник помогает отдохнуть;
  • врач следит за состоянием здоровья.

Первичная группа агентов связана с человеком тесно, но связи могут быть и на расстоянии. Отец даже в командировке способен повлиять на поведение сына. Бабушка, живущая за сотни километров, воспитывает доброту и терпение.

Вторичные социальные группы строят формальные отношения. Это контакты деловых связей. Они влияют на воспитание человека, формирование его социализации:

  • школа учит выбирать знания, которые нужны в будущем для выбранной профессии;
  • церковь учит канонам религии, придерживающейся членами всей семьи;
  • предприятие помогает построить свой день так, чтобы получать от труда удовольствие;
  • полиция требует соблюдать нормы, утвержденные законами страны;
  • телевидение расширяет знания о жизни вокруг;
  • государство заставляет жить по законам для всех жителей.

Формальные отношения иногда носят неформальный характер. Например, учитель, являющийся классным руководителем или преподающим любимый предмет более близок, чем другие. Отношения с ним дружественные, переходящие в личностный контакт.

В течение жизни круг общения человека претерпевает изменения. На одних этапах неформальная группа очень большая, с течением жизни она уменьшается или расширяется. Все зависит от выбора человека, его социализации.

Друзей в детстве и юности много, затем остаются только настоящие, других разбрасывает судьба. Тоже происходит и с формальными связями. Они на пике в период зрелости и выполнения трудовых обязанностей.

Для человека имеют значения оба вида отношений, но их ценность проходит по этапам:

  • до 18 лет – важны неформальные отношения;
  • от 18 до 60 – формальные;
  • после 60 лет – неформальные.

Распределение на этапы относительно. Каждый человек строит свою жизнь по своим законам, выбирает для себя место учебы, любимого человека, профессию.

Структурными единицами процесса социализации являются различные понятия. Их научный термин – агенты. В курсе изучения придется познакомиться с классификацией агентов: первичными и вторичными группами. Рассматривается система взаимосвязи агентов, их изменений и преобразование в течение жизни.

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 263.

Источник: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/agenty-socializacii-shema-8-klass.html

5. Социализация личности: стадии, факторы, агенты, средства, механизмы. Содержание и принципы социального воспитания

Понятие
и сущность социализации.

Человек
— существо социальное. Будучи частью
социума, человек приобретает определенный
субъективный опыт, который становится
неотъемлемой частью личности. Сущность
социализации состоит в сочетании
приспособления и обособления человека
в условиях конкретного общества.

Процесс
социализации и адаптации тесно
взаимосвязаны. Адаптация предполагает
согласование требований и ожидание
социальной среды по отношению к человеку
с его установками и социальным поведением;.
Обособление — процесс автономизации
человека в обществе.

Результат этого
процесса — потребность человека иметь
собственные взгляды и наличие таковых
(ценностная автономия), потребность
иметь собственные привязанности
(эмоциональная автономия).

Таким образом,
обособление — это процесс и результат
становления человеческой индивидуальности.

Этапы
социализации.

В
самом общем виде этапы социализации
можно соотнести с возрастной периодизацией
жизни человека .

Человек в процессе
социализации проходит следующие этапы:
младенчество (от рождения до 1 года),
раннее детство (1-3 года), дошкольное
детство (3-6 лет), младший школьный возраст
(6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет),
старший подростковый (12-14 лет), ранний
юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года)
возраста, молодость (23-30 лет), раннюю
зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость
(40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет),
старость (65-70 лет), долгожительство
(свыше 70 лет).

Факторы
социализации.

Социализация
протекает во взаимодействии детей с
огромным количеством разнообразных
условий, более или менее активно влияющих
на их развитие. Эти действующие на
человека условия принято называть
факторами. Первая — мегафакторы, (мега
— очень большой, всеобщий) — космос,
планета, мир, которые в той или иной мере
через другие группы факторов влияют на
социализацию всех жителей Земли.

Вторая
— макрофакторы (макро — большой) — страна,
этнос, общество, государство, которые
влияют на социализацию всех живущих в
определенных странах (это влияние
опосредствованно двумя другими группами
факторов)

Третья
— мезафакторы (мезо — средний, промежуточный),
условия социализации больших групп
людей, выделяемых: по местности и типу
поселения, в которых они живут (регион,
село, горд, поселок); Мезофакторы влияют
на социализацию человека как прямо, так
и опосредствованно через четвертую
группу — микрофакторы. К ним относятся
факторы, непосредственно влияющие на
конкретных людей, которые с ними
взаимодействуют, — семья и домашний
очаг, соседство, группы сверстников,
воспитательные организации, различные
общественные государственные, религиозные,
частные организации, микросоциум.

Агенты
социализации.

Важнейшую
роль в том, каким вырастет человек, как
пройдет его становление играют люди, в
непосредственном взаимодействии которых
протекает его жизнь. Их принято называть
агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов
специфичен.

Кроме
начальной и продолжительной социализация
бывает первичной и вторичной, агенты и
институты социализации тоже делятся
на первичные и вторичные.

Агенты
первичной социализации — близкие и
дальние родственники семьи, сверстники,
учителя, врачи. Термин «первичная» в
социологии ко всему, что составляет
непосредственное или ближайшее окружение
человека. Агенты вторичной социализации
— представители аминистраци.Термин
вторичное определяет то, что оказывает
менее значительное воздействие на
человека.

Первичная
социализация наиболее интенсивна в
первой половине жизни человека, хотя
сохраняется (по убывающей) во второй
половине. Напротив вторичная социализация
охватывает вторую половину жизни, когда
человек сталкивается с формальными
организациями.

Агенты
первичной социализации выполняют каждый
множество функций (отец — это одновременно
опекун, воспитатель, администратор,
учитель, друг), а агенты вторичной всего
одну или две. Иначе говоря, ребенок
учится у взрослых, как быть взрослым, а
у ровесников как быть ребенком: уметь
драться, хитрить, дружить, быть справедливым
и т.д. о.

Малая группа ровесников выполняет
важнейшую социальную функцию — облегчает
переход от состояния зависимости к
независимости, от детства к взрослости.
Родители вряд ли смогут научить ребенка,
как быть лидером или добиться господства
над другими..

Кроме того, в отличие от
агентов первичной социализации, агенты
вторичной социализации получают деньги
за выполнение своей роли.

Средства
и механизмы социализации.

Социализация
человека осуществляется широким набором
универсальных средств.. К ним можно
отнести вскармливание младенца и ухода
за ним; формируемые бытовые и гигиенические
умения; методы поощрения и наказания в
семьеКаждое общество, каждая организация,
каждая социальная группа (малая или
большая) вырабатывает в своей истории
набор позитивных и негативных, формальных
и неформальных

санкций
— способов внушений и убеждений,
предписаний и запретов, мер принуждения
и давления.С помощью этих мер и способов
поведение человека и целых групп людей
приводится в соответствие с принятыми
в данной культуре образцами, нормами,
ценностями.

Социализация
человека во взаимодействии с различными
факторами и агентами происходит с
помощью ряда, условно говоря, «механизмов».
Существуют различные подходы к
рассмотрению «механизмов» социализации.
Так французский социальный

психолог
Габриэль Тард считал основным подражание.
Американский ученый Ури Бронфенбренер
механизмом социализации считает
прогрессивную взаимную аккомодацию
(приспособляемость) между активным
растущим человеческим существом и
изменяющимися условиями, в которых он
живет, а А.В.

Петровский закономерную
смену фаз адаптации, индивидуализации
и интеграции в процессе развития
личности. Обобщая имеющиеся данные А.В.

Мудрик с точки зрения педагогики выделяет
несколько универсальных механизмов
социализации, которые необходимо
учитывать и частично использовать в
процессе воспитания человека на разных
возрастных этапах.

К
механизмам социализации можно отнести
следующие.

Традиционный
механизм социализации представляет
собой усвоение человеком норм, эталонов
поведения, взглядов, стереотипов, которые
характерны для его семьи и ближайшего
окружения. Это усвоение происходит, как
правило, на неосознанном уровне с помощью
запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации,
функционирует в процессе взаимодействия
человека с институтами общества .

В
процессе взаимодействия человека с
различными институтами и организациями
происходит нарастающее накопление им
соответствующих знаний и опыта
социально0одобряемого поведения, а так
же опыта имитации социально одобряемого
поведения и конфликтного и бесконфликтного
выполнения социальных норм.

Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры.

Под
субкультурой понимается комплекс
морально-психологических черт и
поведенческих проявлений, типичных для
людей определенного возраста или
определенного профессионального или
культурного слоя, который в целом создает
определнный стиль поведения и мышления
той или иной возрастной, профессиональной
или социальной группы.

Межличностный
механизм социализации функционирует
в процессе взаимодействия человека с
субъективно знгачимыми для него лицами.
Но нередки случаи, когда общение со
значимыми людьми в группах или организациях
может оказывать на человека влияние не
идентичное тому, какое оказывает на
него сама группа или организация.

Социализация
человека, а особенно детей, подростков,
юношей, происходит с помощью всех
названных механизмов. Однако у различных
половозрастных и социально-культурных
групп, у конкретных людей соотношение
роли механизмов социализации различно.

Исходя
из вышеизложенного, можно сказать, что
личность — это результат социального
становления индивида путем преодоления
трудностей и накопления жизненного
опыта.. Решающую роль играет социальная
среда, в которую попадает человек после
рождения.

Личность — это единство
индивидуальных способностей и выполняемых
социальных функций человека, особое
качество, приобретаемое индивидом
благодаря общественным отношениям.
Следовательно, между развитием личности
и обществом существует прямая зависимость.

В
научный обиход последних лет вошел
термин «социальное воспитание»,
осуществляемое в связи с потребностью
общества. В широком смысле слова
социальное воспитание включает в себя
все виды воспитания (нравственное,
трудовое, физическое и др.). Главная цель
социального воспитания заключается в
формировании человека, готового к
выполнению общественных функций
труженика и гражданина.

Социальное
воспитание – это планомерное создание
условий для относительно целенаправленного
развития человека в процессе его
социализации.

Социальное
воспитание организуется в семье, детских
сообществах и школе.

Читайте также:  Лечится ли эпилепсия (у взрослых и детей) – полностью и навсегда

В
связи с тем, что социальное воспитание
рассматривается как относительно
управляемый процесс, можно выделить
ряд требований, предъявляемых к его
организации. В научной литературе
существуют разные подходы к определению
системы принципов: (В. И. Загвязинский
и др.)

  • Принцип
    природосообразности означает построение
    социального воспитания на основе
    научного понимания взаимосвязи
    естественных природных и социальных
    процессов в соответствии с полом и
    возрастом человека.
  • Принцип
    культуросообразности – организация
    социального воспитания в соответствии
    с ценностями и нормами тех или иных
    национальных культур и специфическими
    особенностями, присущими традициям
    регионов, не противоречащих общечеловеческим
    ценностям.
  • Принцип
    центрации социального воспитания на
    развитие личности — воспитание должно
    быть направлено на помощь в социальном
    становлении, в создании условий для
    развития личности, исходя из ее приоритета
    перед группой и коллективом.

Принцип
дополнительности предполагает подход
к социальному развитию человека как к
совокупности взаимодополняющих процессов
– природного, культурного, социального
и др., изучение и выявление взаимодополняющих
факторов, влияющих на человека.

Источник: https://studfile.net/preview/5430634/page:41/

Социализация личности, реклама как агент и институт социализации

Что такое «социальная среда» и какие социальные факторы развития личности выделяют ученые? Родившись, человек еще не является личностью или субъектом надорганической жизни.

Его «Я» и имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — ничто еще не предопределено.

Все социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых человек воспитывается, получает образование.

Весь комплекс социокультурных элементов, окружающих индивида в обществе, принято называть социальной средой. С развитием общества социальная среда изменялась и становилась все более насыщенной достижениями человечества (продуктами материальной и духовной культуры). В связи с этим и влияние социальной среды на становление индивида усиливалось.

Возьмем, к примеру, ребенка из племени. Он получает в процессе воспитания и обучения много знаний и навыков, но большинство из них касается окружающей природы (как поймать рыбу, как защититься от зверя, холода и т. д.).

В современном же обществе ребенку предлагают овладеть знаниями из многих наук, но никто не учит дитя цивилизации, как пройти по местности не замеченным ни людьми, ни животными. Первая и вторая среды определяют: какие способности надо развивать у детей с точки зрения приспособления к условиям жизни.

И если поменять местами обоих младенцев, то после 15-20 лет нельзя будет сказать, что они родились не там, где живут — первый станет «европейцем», а второй — «аборигеном».

В понятие социального включаются условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфика системы воспитания, распространения информации, например рекламы, что определяет и само в немалой степени определяется социальной деятельностью самого человека.

Социальная среда может быть благоприятной по отношению к растущему индивиду и антагонистической. Ученый Б.Г. Ананьев отмечал важную роль социальных связей личности с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т. д.

Какие факторы социальной среды являются ведущими при формировании «социального Я» индивида? К социальным факторам становления личности относят: семью, группу детсада, школьный класс и товарищей по досугу, студенческие коллективы, профессиональные коллективы, общественные организации и другие социумы, в которые включается индивид на протяжении своей жизни. Все эти факторы еще принято называть агентами социализации.

Человек становится человеком социальным (личностью), пройдя ряд ступенек своего развития. Впрочем, процесс развития личности непрерывен и нескончаем, и, следовательно, процесс, с помощью которого человек приобретает социальный опыт, т. е. социализации, также продолжается всю жизнь индивида.

Социализация — процесс, посредством которого индивид усваивает нормы, ценности, образцы поведения, социапьные роли, способы деятельности в результате чего формируется личность62.

Эти способы деятельности в готовом виде индивиду не даны, и они присваиваются новым поколением в результате специально организованной деятельности, в которой индивиды воспроизводят опыт прошлых поколений.

Однако нельзя сводить процесс социализации лишь к усвоению способов деятельности с предметами и людьми из окружающего мира. В процессе социализации у человека появляется собственное «Я» через отграничение себя от «другого».

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — сложный процесс, который продолжается всю жизнь.

В результате воздействия общества на индивида формируется личность, которая «вписывается» в соответствующие социальные структуры.

Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи).

Вертикальная трансмиссия — это передача культурных ценностей, верований, умений и т. и. от родителей к детям. Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками.

При «непрямой» трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей), а так же путем усвоения образов и смыслов, передаваемых СМИ, в том числе и посредством рекламы.

В современном обществе реклама, являясь агентом социализации, существенно влияет на процесс формирования членов общества, во многом направляет его внедряя установки, социальные нормы, ценно- » См. подробней: Фролов С С. Социология. С. 81

сти, ценностные ориентации. Реклама переводит такой важнейший социальный процесс, как субъективация социальной стратификации, из материального производства в сферу потребления.

Это выражается в том, что индивидуальное самоутверждение в обществе происходит не столько через трудовую деятельность, сколько через потребление определенных товаров.

Через потребление человек «заявляет» себя в социальном пространстве.

Исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию. Соответственно, можно говорить и об агентах, институтах первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации — это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внешкольных кружков и т. д.).

Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т. д. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. К институтам социализации принадлежат именно формальные организации, официальные учреждения.

К агентам социализации относят средства массовой информации, телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Когда о рекламе говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, когда подразумевают конкретные рекламные воздействия, например через телевидение, — употребляют понятие «агент социализации».

Имеется множество свидетельств, показывающих, что средства массовой информации оказывают глубокое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых .

Так, средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только через трансляцию информации, но и через представление определенных образцов поведения и внешнего вида героев книг, кинофильмов, газетных и журнальных публикаций, передач.

Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая присущие им элементы поведения, внешнего вида, речи и т. д. Реклама является активным фактором ресоциализации и десоциализации.

Процесс отучения индивида от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.

Реклама распространяет и популяризирует определенные образцы, стили, нормы поведения и внедряет в сознание индивидов образ реальности, к которому надо стремиться. Так, к сожалению, в рекламе демонстрируются сферы общественных отношений, в которых не содержится ничего созидательного.

Это не может не тревожить, так как молодое поколение в скором времени будет составлять основную часть трудоспособного населения страны. Современная молодежь, находясь в активной стадии формирования картины мира, воспринимает рекламу как нормативный элемент культуры.

Реклама приобретает значение привычного элемента социальной среды, становясь при этом демонстрационным материалом, миром идей, ценностей, поскольку говорит не только о товарах, но предлагает типичные ситуации социального взаимодействия, являясь своеобразным «учебником» жизни», выстраивая систему ценностей потребителя.

Следует иметь в виду стремление рекламистов сформировать лояльность к брендам в детстве, т. е. в период первичной социализации. Именно тогда подрастающее поколение легко воспринимает все новое, еще нет устоявшихся вкусов, сложившегося образа жизни. Поколение, воспитанное в духе приверженности к бренду, сохранит привязанность к нему на протяжении всей жизни. Если отношение

*' См например: Гидденс Э Социология М., 1999 С 82, 159.

большинства взрослых к рекламе далеко не всегда является даже терпимым, то, например телереклама, детей нисколько не раздражает, они могут многократно смотреть рекламные ролики с неослабевающим интересом и вниманием. Эффективность социализирующего воздействия будет высока, так как критическое мышление еще не сформировано, и ребенок в значительной степени оказывается под властью рекламы.

Негативными результатами рекламных воздействий может стать напряженность в отношении со сверстниками из-за обострений неравенства;

провоцирование родителей на дополнительные покупки. Рекламный мир светел и чист, все счастливы, улыбаются, красивы и беспечны. Все это создает определенный фон, атмосферу доверия к рекламируемому товару.

В результате люди привыкают видеть позитивное развитие ситуации, что не нормально, так как реальность разнородна.

Появляется диссонанс в человеческом сознании при соприкосновением с современными реалиями жизни в обществе.

Конечно, есть и плюсы, примеры положительных воздействий на индивидов, наиболее ярко они проявляются в социальной рекламе.

Реклама встроена в систему удовлетворения потребностей человека массового общества как критически необходимый компонент.

Рекламист, создающий и транслирующий рекламу, является как раз посредником между потенциальным потребителем и благом. Следовательно, реклама облегчает установление социальных отношений.

Можно сказать, что рекламист (как социальный тип) является агентом, воспроизводящим социальные отношения по одному из направлений социальной деятельности.

Свою функцию реклама реализует посредством устоявшихся практик создания и трансляции на аудитории текстов (в семиотическом смысле этого слова) особого рода — рекламных сообщений.

Рекламное сообщение представляет (презентирует) целевой аудитории идеальную модель удовлетворения потребности с помощью того или иного реального блага (рекламируемого объекта).

Таким образом, реклама формирует у аудитории (фактически у членов социума, так как реклама в той или иной степени достигает всех) представление об идеале, образце, норме потребления как социальной практике, она социализирует индивидов. При этом реклама как агент социализации

  • усиливает свою роль в современном обществе в то время как традиционные агенты социализации — семья, армия, церковь, образование, политика (власть) — теряют свое влияние.
  • Реклама, с одной стороны, использует, а с другой — сама конструирует социальные позиции индивидов и групп, активно участвуя в процессе усвоения социальных ролей и культурных норм общества.
  • Вопросы для самостоятельной работы
  • 1. Раскройте механизмы социализации.
  • 2. Поясните выражение «социализированный человек».
  • 3. Какова роль социализации в тендерных различиях?
  • 4. Какова роль телевидения в современном обществе?
  • 5. Поясните выражение «статусный набор человека».
Читайте также:  Психические расстройства: симптомы, лечение, виды

Источник: https://studref.com/568215/sotsiologiya/sotsializatsiya_lichnosti_reklama_agent_institut_sotsializatsii

Становление личности. Агенты социализации — урок. Обществознание, 8 класс

Становление личности человека

Как ты уже знаешь, социальная сущность человека, его личность формируется в процессе социализации, то есть вхождения в состав общества на правах полноправного члена. При этом у человека безусловно сохраняются его индивидуальные черты, влияющие на его личностное развитие.

Сам процесс формирования личности начинается ещё в детском возрасте и состоит из трёх основных фаз, или стадий, этапов.

Ещё в младенческом возрасте, при непосредственном общении со взрослыми, ребёнок начинает делать первые шаги в своём личностном развитии.

Постепенно он усваивает те нормы и правила, которые действуют в группе, в которой он находится. Он начинает подражать членам этой группы, овладевая формами деятельности, характерными для них. Ребёнок приспосабливается к новым для него людям, условиям и обстоятельствам. Так проходит первый этап становления личности — адаптация.

Адаптация (от позднелат. adaptatio — приспособление) — это процесс психологической включаемости индивида в систему социально-деятельностных отношений.

Индивид стремится в некоторой степени становиться таким же, как и все остальные люди.

С возрастом, постепенно осознавая свою индивидуальность, подросток пытается найти возможность проявить её в ходе взаимодействия с другими людьми.

В этот период его перестаёт устраивать то, что он «как все», и он активно стремится к персонализации, то есть к выделению себя среди остальных.

Для индивида в этом состоянии крайне важно, чтобы общество заметило, оценило и признало именно его индивидуальность, непохожесть на остальных. Это второй этап развития личности — индивидуализация.

Индивидуализация (от лат. individuum — неделимое) — это процесс выделения человека из общества как относительно самостоятельного субъекта.

Третий этап — самый длительный и охватывает большую часть жизни человека. Он определяет не только развитие индивида, но и развитие того общества, в котором он находится. Человек развивается и совершенствуется как личность, согласовывая свою индивидуальность с запросами общества, и проявляет её на пользу обществу. Этот этап называется интеграцией.

Интеграция  (от лат. integratio — восстановление, восполнение) — процесс упрочения имеющихся и создание новых связей человека с социумом, обеспечивающий его включённость в основные сферы жизнедеятельности.

Все эти этапы или фазы становления личности человека очень важны для его успешной жизнедеятельности в обществе. К сожалению, иногда успешное и своевременное прохождение этих фаз бывает осложнено. В этом случае между человеком и обществом может возникнуть недопонимание или даже конфликт. Это называется дезинтеграцией.

Дезинтеграция (от лат. de(s) — отмена, устранение (+) integratio — восстановление) — нарушение единства или слаженности взаимодействия человека и общества.

В этом случае человек либо не воспринимается обществом, либо же сам старается изолироваться от людей, свести контакты с ними к минимуму. Формирование его личности приостанавливается или даже поворачивается вспять. В этом случае можно говорить о его деградации.

Деградация (от лат. degradatio — снижение) — обратное развитие личности, ослабление активности человека, его работоспособности и психической уравновешенности.

Иными словами, личность человека претерпевает весьма печальные изменения: пропадают его умения, понижается умственная работоспособность, уходят светлые, позитивные чувства.

Сам процесс социализации, о котором ты уже знаешь, невозможен без деятельности самого человека. Однако и без ответной деятельности общества он тоже не состоится. На становление личности человека влияет очень много факторов. Эти факторы называются агентами социализации.

Агенты социализации — это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении.

Агентов социализации можно разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.

Обрати внимание!

К агентам первичной социализации относятся те, кто оказывает непосредственное воздействие на человека.

Это в первую очередь семья или лица, её заменяющие, друзья и т. д.

Обрати внимание!

К агентам вторичной социализации можно отнести тех, кто влияет на человека через формально-деловые отношения.

К ним относятся: официальные учреждения, администрация школы, например, церковь, армия и т. д.

Очевидно, что в период детства человека, во время этапа адаптации, самой значительной будет роль семьи или лиц, её заменяющих. А вот с возрастом эта роль понижается, и на первый план выходят иные агенты социализации.

Обрати внимание!

На разных этапах социализации роль агентов неодинакова.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/lichnost-i-obshchestvo-340799/individ-individualnost-lichnost-330955/re-629af37e-e802-4698-b032-de89f42d7813

Факторы и агенты социализации

  • Понятие о социализации
  • Социализация — это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путём вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счёт его активной социальной деятельности, личностной переработки и видового изменения социального опыта.
  • Формы социализации
  • Различают две основные формы социализации − направлен­ная и ненаправленная.

Ненаправленная социализация − это стихий­ное, как бы «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении − в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на рынке и т.д.

Направленная социализация − это специально разработанная обществом, его институтами и организациями систе­ма средств воздействия на личность с целью сформировать её в соот­ветствии с доминирующими в данном обществе цен­ностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определённых обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняю­щей и затрудняющей процесс социализации.

Существенным средством социализации личности яв­ляется её идентификация. Чело­века формирует не столько окружающая среда сама по себе, сколько та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность соотносит.

Каждый индивид идентифицирует себя, свое «Я» с определённой социальной группой − семейной, профессио­нальной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопреде­ляющий отпечаток на процесс её социализации. Известные американ­ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т.

Парсонс интерпретируют идентификацию как принятие индивидом определённой социальной роли и вхождение её в определённую социальную группу, как про­цесс формирования социальных установок и позиций личности. Толь­ко принимая установки определённого сообщества («обобщенного другого», по терминологии Дж. Мида и Т.

Парсонса) по отношению к себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества, т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою ин­дивидуальность.

Этапы социализации

Выделяются несколько этапов социализации.

Первый этап − младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребёнка. Основной канал социализации на данном этапе − эмоциональное общение ребёнка со взрослыми.

Второй этап социализации − ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социализации ребёнка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками.

Третий этап социализации − дошкольное детство (6−7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра

Четвёртый этап − младший школьный возраст (7–12 лет). Здесь определяющей становится учебная деятельность.

Пятый этап социализации − подростковый возраст (12−14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап социализационного процесса − юношеский воз­раст (14−18 лет). Этот этап имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом − завершение учебы.

В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке смысло-жизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.

Седьмой этап − поздняя юность (18−25 лет). Этот этап знаме­нует собой переход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль в социализации начинает иг­рать трудовая деятельность, профессиональная учеба, формирование соответствующих установок. Происходит освоение соотношений ме­жду людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков.

Восьмой этап социализации − это этап человеческой зрелости (25−60 лет). Основным средством социализации здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

Девятый этап социализации − послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охва­тывается весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов.

  1. Факторы и агенты социализации
  2. Важное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:
  3. −биологические (в частности, наследственность индивидов);

−психологические (влияние на процесс социализации темпера­мента, характера,способностей трансформирующейся личности и т.п.);

−социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

  • Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют агенты социализации. Таковыми являются:
  • семья − первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;
  • школа − социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.
  • группа сверстников ,которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на социализацию формирую­щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­ции и смысложизненныхустановок, на формирование жизненных позиций;
  • трудовой коллектив, который социализирует и профессио­нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­ность, развивает в ней индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает её к новаторству, к обога­щению и развитию социального опыта как индивида, так и социаль­ной группы(общности);
  • средства массовой информации −включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым её познавательный, мировоззренческий,социально-культурный, политический горизонты, делают её социализационные выборы более многогранными, обогащающими духов­ный мир и жизненный опыт индивида и группы;
  • культура − важнейший институт социализации, поскольку именно она всем богатством человеческой творческой деятельности и её продуктов,воплощенных в духов­ных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает её более богатой духовно и развитой соци­ально,способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида и общества в целом.
  • Начало формы
  • Конец формы

Источник: https://studopedya.ru/1-15462.html

Ссылка на основную публикацию