Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Различные предрассудки зачастую управляют коллективным сознанием и мировосприятием отдельных личностей. Они могут быть глобальными или локальными, но в обоих случаях являются иллюзией, которая далеко не всегда оказывается истиной. В этой статье я приведу примеры самых распространенных стереотипов и расскажу, как они влияют на жизнь человека.

Что это такое

Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений.  Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.

У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:

  • устойчивость;
  • избирательность;
  • эмоциональное основание.

Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.

В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.

Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:

  • вода может намочить;
  • зимой холодно;
  • пламя обжигает.

Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике.  Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.

Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.

Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Отличие стереотипов от предрассудков

Эти понятия похожи, но обладают некоторыми различиями. Первый термин представляет собой определенное обобщение и зачастую имеет коллективный характер, то есть существует у группы. Второе определение характеризуется более личными проявлениями и формируется на основе опыта конкретного индивида.

Эффект стереотипизации

Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.

Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Особенности стереотипного мышления

Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.

Стереотипы могут формироваться уже с детства. Это убеждения, ценностные ориентиры, нормы, реакции, оценки, которые ребенок впитывает от взрослых. Когда рассудок подчиняется стереотипизации, это мешает полному и разностороннему развитию личности. Пропадает независимость и объективность взглядов.

Шаблонное поведение чаще всего поощряется социумом. Иными словами, когда человек живет, как все, не стремится проявлять индивидуальность – так просто, спокойно и удобно.

Предрассудки позволяют действовать «на автомате» и не дают взглянуть на ситуацию под другим углом. Стереотипные процессы предполагают наличие установки: поступать только так и никак иначе.

Тот, чье поведение обусловлено устойчивыми шаблонами, тяжело воспринимает новое, относясь к нему с недоверием и даже агрессией, так как неизвестная информация нарушает внутренний баланс, комфорт.

У него есть конкретная, проверенная модель действий, и он ей следует.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • автоматизм мышления, который помогает в бытовых вопросах;
  • возможность группировать предметы и явления, облегчая мыслительный процесс;
  • «пропуск» в ту или иную группу социума.

Минусы:

  • отсутствие свободы мысли и действий;
  • замедление развития;
  • шаблонизация мешает принимать новое и учиться;
  • возникновение ошибок, когда ситуация не похожа на привычную, а индивид не может отойти от устойчивого образа;
  • доверчивость, невозможность провести критический анализ.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Виды стереотипов в психологии

  1. Шаблоны восприятия.
  2. Этнические.
  3. Гендерные.
  4. Возрастные.
  5. Социальные.
  6. Установки в общении.
  7. Гетеростереотипы.

Стереотипизация может быть поверхностной или глубинной.

В первом случае речь идет об убеждениях, сформированных безосновательной оценкой разных внешних характеристик: эмоциональность итальянцев, перфекционизм немцев, лень русских. Как правило, они меняются вследствие развития человечества.

Более глубокий вариант шаблонизации предполагает модели поведения и мышления, передающиеся между людьми годами или даже веками. Например, многие считают обязательными элементами русской традиции балалайку, матрешку, водку и медведей.

Они формируются под влиянием определенных исторических событий.

Примеры популярных стереотипов в обществе:

  • добиться успеха в карьере без «блата» невозможно;
  • мужчина никогда не плачет;
  • дети – несамостоятельные, беспомощные;
  • евреи – меркантильный народ;
  • женщина на корабле – плохая примета;
  • чем выше цена, тем качественнее товар;
  • без высшего образования нельзя прожить достойно.

Считается, что девушка слаба, пассивна и легкомысленна. Часто ее воспринимают, как «придаток» мужчины.

Чтобы компенсировать свою природную неполноценность, она должна стремиться выглядеть красивее всех и хитростью завладеть богатым и привлекательным мужем. Затем нужно родить детей и жить за счет своего покровителя.

Даме не надо быть сильной, занимать высокие посты. В противном случае она будет чувствовать себя несчастной.

Своими стереотипами обросли и представители мужского пола. Есть расхожее мнение, что априори являются главными в отношениях. Другая иллюзия – каждый парень любит футбол, помешан на сексе, а еще они страшные бабники. «Все мужики изменяют!» –  наверняка вы не раз слышали такое утверждение.

Родители убеждены, что дети должны оправдывать их ожидания. Все подростки считаются трудными, а их мечты и планы не воспринимают всерьез, списывая порывы и идеи на «юношеский максимализм». Люди среднего возраста находятся в кризисном состоянии. Старики – больные и несчастные. Молодежь думает только о развлечениях и не уважает старших.

Безработные – неудачники, а счастье невозможно без огромного счета в банке. Не верить в бога – безумие. Общество пестрит шаблонами о том, что такое «хорошо», а что – «плохо», какой должна быть «нормальная» личность, как и где можно получить «правильные» знания.

Однако большинство из них связано со страхами, комплексами, ослаблением аналитического мышления и не подкреплены логикой.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Какими бывают стереотипные установки

Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.

Я в праве отказать вам в услугеПолная конфиденциальностьвашей информации

Гендерная стереотипизация: женщины и мужчины

  • Девушка – эмоциональное, неразумное, слабое создание. Ее миссия – рожать, вести домашнее хозяйство и заботиться о мужчине.
  • Каждой девочке необходимо учиться наносить макияж, красиво одеваться и правильно вести себя с мальчиками, чтобы в дальнейшем найти того, кто будет полностью обеспечивать ее и детей.
  • Сильные дамы, как правило, одиночки.
  • Мать-одиночка – это несчастная, брошенная жертва.
  • У бизнес-леди нет времени на семейные ценности.
  • Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны. Его задача – зарабатывать деньги, чтобы материально обеспечивать женщину. Им не нужна любовь, они хотят получить только секс.
  • Представителям сильного пола не следует выражать свои чувства,  выполнять «женские» обязанности: готовить, стирать.
  • Настоящий мужик должен работать, содержать семью, водить машину.

Приведенные выше примеры распространенных стереотипов показывают, что многие люди не видят за конкретным человеком индивидуальной личности.

Из-за огромного количества штампов, которые мы получаем еще в детстве, возникают проблемы в отношениях: партнеры просто не в состоянии услышать и понять позицию второй половинки.

На моей консультации вы сможете разрушить многие иллюзии касательно энергетики. Вы найдете свое ресурсное состояние, осознаете собственную значимость и перейдете на новый уровень развития своей индивидуальности. 

Дети

Они обязаны:

  • Во всем слушать взрослых.
  • Воплощать нереализованные планы родителей.
  • Получать хорошие оценки в школе.
  • Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
  • Не умничать.

При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.

Счастье

Обязательными элементами счастливой жизни являются:

  • Деньги.
  • Исполненная мечта.
  • Высокое социальное положение.

А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.

«Правильное»

  • Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
  • «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
  • Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
  • Необходимо следовать трендам.
  • Одеваться надо в дорогих магазинах.
  • Нельзя жить без веры в бога.
  • Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.

Какими бывают современные профессиональные стереотипы: примеры

К ним относятся усредненные образы приверженца определенной профессии.

Полицейские

Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:

  • каждый служащий смел и самоотвержен;
  • на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
  • при этом все сотрудники полиции берут взятки.

Врачи

  • Они ничем не болеют.
  • Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
  • Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.

Юристы

  • Всегда ходят в костюме.
  • Слишком много людей поступают на юрфак, выпускникам сложно найти работу.
  • Они зарабатывают большую сумму.

Как происходит их становление

Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания.

Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.

Как меняются и от чего это зависит

Со временем стереотипное поведение изменяет свой вектор. То, что когда-то было недопустимым, сегодня является обыденностью. Это можно наблюдать на примере трансформации отношения людей к институту брака.

Очевидно и изменение ролевой модели женщины. Теперь она может наравне с мужчиной двигаться по карьерной лестнице, занимать должности, которые раньше считались исключительно мужскими.

Функции

  • Когнитивная. Указывает на необходимость упорядочивания и систематизации новой информации.
  • Аффективная. Позволяет выделять  «своих» и «чужих».
  • Социальная.

Последняя способствует формированию общественных структур, а также:

  • установлению коммуникаций;
  • налаживанию взаимодействия в группе.

Роль в жизни личности

Для осуществления той или иной деятельности индивиду необходимо обрабатывать информацию, анализировать ее. Кроме того, ему важно чувствовать себя частью определенной общности.

Однако чаще всего стереотипное мышление сильно ограничивает людей, мешает расширять кругозор. Из-за своих шаблонов мы упускаем большое количество возможностей, не обращаем внимания на перспективы, ошибаемся в оценивании окружающих.

Читайте также:  Сильное потоотделение у мужчин: причины и лечение, что делать

Как сражаться со стереотипами

С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.

  • Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
  • Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
  • Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.

Заключение

Итак, различного рода предрассудки – неотъемлемая часть общественного сознания. Без них обходиться сложно, но можно контролировать их влияние на жизнь.

В этой статье я на примерах объяснила, что такое стереотипы (определение в психологии), каковы самые известные из них, как они влияют на жизнь людей, и существует ли способ не мыслить по шаблонам общества.

Если вы чувствуете, что запутались и не можете отделить свое мнение от навязанных установок, запишитесь ко мне на консультацию и узнайте, как вернуться на собственный путь.

Источник: https://damienmilay.com/basis/stereotipy-ponyatie-vidy-primery-kakie-byvayut-v-zhizni-cheloveka/

Стереотипизация — это процесс формирования устойчивого представления или образа каких-либо людей, событий, явлений. Основные характеристики стереотипов

Бывало ли с вами такое, что встречаешь совершенно незнакомого человека, а уже ненавидишь его? Или видишь девушку, парня, похожего на первую любовь, и необоснованно начинаешь испытывать к нему теплые чувства? Если да, то вы подверглись феномену личностной стереотипизации.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Что такое стереотипизация?

В психологии стереотипизация — это оценка, восприятие человека, события или явления исходя из полученного опыта и сформированных убеждений. В ходе данного процесса происходит «приписывание» знакомых черт характера, что упрощает процесс идентификации индивида, но создает и ряд трудностей.

Стереотип — это сформированное отношение к событиям, которое основывается на сравнении с внутренними идеалами. Хоть они не всегда объективно описывают существующую реальность, но достаточно прочно въедаются в быт.

Каждый человек делит всех знакомых на определенные типы. Это всего лишь результат жизненного опыта.

Если представить сознание отдельного человека набором ячеек, то каждая из них наполнена множеством личностей, которые ваш мозг относит к одной группе. Для вас они чем-то (или многим) схожи. Например, повадками, реакцией, голосом, целеустремленностью, лицом. Пустых ячеек в сознании не бывает, их количество увеличивается параллельно с жизненным опытом.

Так вот, при встрече с незнакомым человеком ваш мозг как бы сканирует его, выделяет главные черты и находит максимальные совпадения среди имеющихся данных. На основе такого анализа образ сразу же причисляется к определенной группе. Это упрощает жизнь: вы примерно знаете, как данная личность будет себя вести, чего от нее ожидать, как взаимодействовать.

Этот же механизм срабатывает для событий и явлений.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Чем опасны стереотипы?

Казалось бы, прекрасный механизм, но представьте, что вы встречаете уникальную личность. Не потому что это такой неповторимый человек, а из-за того, что в силу образования, среды обитания, национальности и других причин вам не приходилось встречать никого похожего.

Что в таком случае делает ваш мозг? Сначала он помещает неизвестную информацию в импровизированную папку «остальное». Там хранится весь мусор, который мы никак не можем разложить по полочкам.

Но данные там долго не залеживаются.

Далее мозг или присоединит ранее незнакомую личность к какой-то группе, или создаст новую ячейку, которая будет формироваться и наполняться другими фактами в будущем.

В первом случае эта самая личность может пострадать от процесса стереотипизации, так как ей будут приписаны нехарактерные для нее качества. Второй вариант говорит о том, что вы готовы ко встрече с чем-то новым.

Теория каузальной атрибуции заключается в том, что чем меньше информации мы имеем о человеке или событии, тем меньше соответствие, а также тем больше степень приписывания определенных черт.

Классификация стереотипизации

Данный феномен разделяется на три вида:

  • личностный (касается человека, совершившего поступок);
  • объектный (касается объекта, на который обращено действие);
  • обстоятельственный (причинно-следственная связь приписывается обстоятельствам).

Социальные стереотипы

Социальный стереотип — это обобщенное представление о людях, явлениях или событиях, сформированное на уровне общества. Это мнения часто бывает ошибочным, ведь формируется в условиях дефицита информации.

Человеческий ум не в силах объять все сферы жизни, а уж тем более изучить их досконально.

Поэтому обществом часто навешиваются ярлыки: люди с высоким лбом умные, длинные пальцы – музыкант, в очках – ботаник и так далее.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Социальная стереотипизация часто терпит фиаско, но многие люди продолжают использовать такие лаконичные утверждения в повседневной жизни. Стереотипы конкретны, они помогают сэкономить время в процессе познания мира. Они бывают положительными или отрицательными, часто берут верх над здравым смыслом и логикой.

Виды стереотипов

Все стереотипы условно можно поделить на позитивные, негативные и нейтральные. Согласно другой классификации, они бывают точными и приблизительными. А в зависимости от того, владеет ими один человек или группа, разделяются на личностные и социальные.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Стереотипизация – это повседневное явление. Большинство людей мыслят предубежденно не замечая этого. Очень распространены в быту, например, гендерные стереотипы: что обязана делать женщина, а что — мужчина, как должны себя вести представительницы прекрасного пола и так далее.

  • Сформировавшиеся стойкие представления касаются и профессий, и наций, и отдельных городов, и даже отдельных районов городов, семей, возрастов, социальных статусов и так далее.
  • Стойкие представления охватывают различные сферы жизни: речь, невербальное поведение (жесты, мимика), представление о других нациях, характерные черты быта, национальную кухню, религию и реакцию на стрессовые ситуации.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Примеры стереотипизации

Даже если данный термин вы слышите впервые, это не значит, что для вас чужд конкретный феномен. Стереотипизация — это настолько массовое и вездесущее явление, что его бывает сложно отделить от собственных выводов.

Национальные стереотипы:

  • евреи — жадный народ;
  • итальянцы — вспыльчивые;
  • молдаване — глупые;
  • эстонцы — медленные;
  • русские — любители выпить;
  • англичане — чопорные и консервативные;
  • украинцы любят сало;
  • немцы — очень пунктуальные;
  • цыгане — воры-кочевники;
  • кавказцы — очень горячий народ и т. д.

Стереотипы о профессиях:

  • у врачей неразборчивый почерк;
  • журналисты любят приврать и пофантазировать;
  • продавцы крадут;
  • программисты не следят за своей внешностью;
  • пожарные вечно спят;
  • сапожники — любители выпить;
  • психологи видят людей насквозь и т. п.

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Как не поддаваться стереотипам?

Для начала представить себя объектом стереоритизации — это бывает не очень-то и легко. Скорее всего, вам будет неприятно, если воспринимать вас будут через призму утвердившегося субъективного мнения.

Люди чаще всего используют стереотипы не потому, что они именно так и думают, а из-за ограниченности знаний в определенных сферах и нежелания приобретать их.

Ориентация на стереотипы — это отсутствие креативного мышления. Зато избавляться от них — это дело очень полезное и благородное. Для этого нужно познавать мир, людей, искать нюансы, которые могли бы сдвинуть с места закаменелые утверждения.

Чтобы избавляться от предубеждений, нужно сначала их отделить от достоверных фактов и выводов, которые вы получили в результате своего жизненного опыта. Избавление от стереотипизации — это процесс невероятно интересный и захватывающий.

Все предубеждения тяжело вспомнить за одну минуту, они будут всплывать по ходу жизни. Выделите для них определенную «полочку» в своем сознании, на которую будут попадать материалы, требующие дополнительной проверки. В таком случае эффект стереотипизации лично для вас будет минимальным.

Так можно не только избавить свое сознание от мусора, но и принести пользу своему мозгу, а в глазах общественности выглядеть человеком с уникальным мышлением.

Источник: https://www.syl.ru/article/359819/stereotipizatsiya—eto-protsess-formirovaniya-ustoychivogo-predstavleniya-ili-obraza-kakih-libo-lyudey-sobyitiy-yavleniy-osnovnyie-harakteristiki-stereotipov

Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.
Читайте также:  Таблетки от глистов для человека: для профилактики, лечения, название препаратов

Виды и формы стереотипов

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься.

Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики.

Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?

Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.

Что говорят о вас?

Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?

Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.

Сотрудничество

Стереотипы: виды, роль и особенности стереотипизации

Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.

Творческое мышление

По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.

Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.

Стереотипы и суеверия

Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.

Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.

Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Примите себя. Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом.

Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей.

Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Источник: https://psychologist.tips/1941-stereotipy-chto-eto-v-psihologii-rol-i-vidy-kak-izbavitsya-ot-stereotipov.html

Социальные стереотипы: особенности понятия, функции, роль

Если за то, как мы себя ведем, в значительной степени отвечают поведенческие паттерны, то на наше восприятие других людей сильное влияние оказывают социальные стереотипы.

Это понятие описывает упрощенное восприятие какого-либо человека, группы, социального явления/события и пр., основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной и т.д. и т.п.).

При этом стереотип никак не связан с нашим реальным опытом взаимодействия с данным конкретным человеком или объектом.

Среди наиболее явных примеров соцстереотипов – «блондинки глупые», «женщины болтливые», «русские пьют», «молодежь женится только из-за незапланированной беременности» и т.д.

То есть, видя блондинку и ориентируясь на стереотип, кто-либо может «по умолчанию» воспринимать ее как не очень умного человека, хотя в действительности ни разу с ней не общался. Однако это только одна сторона стереотипов, тесно связанная с предрассудками.

Рассмотрим подробнее эти явления, а также то, как вообще формируются стереотипы, в чем их функции и почему мы используем их гораздо чаще, чем мы думаем.

Социальные стереотипы, установки и предрассудки

Прежде чем переходить к разбору социально-психологических стереотипов разберемся с понятийным аппаратом. Когда речь заходит о соцстереотипах часто всплывают еще два термина: предрассудки и социальные установки.

Почему соцстереотипы и предрассудки – не одно и то же

Предрассудки порой считают синонимом соцстереотипов, и эти понятия действительно сближаются, когда речь идет о примерах, описанных выше. Другие примеры предрассудков – «американцы тупые», «красивые девушки добиваются всего только через постель» и пр.

Предрассудок – это предвзятое, негативное отношение к человеку, группе людей или соцявлению, основанное на внешнем признаке, принадлежности к какой-либо группе (как правило, речь о национальности, религии, ориентации, поле, возрасте и т.д.).

Как видим, стереотипы и предрассудки действительно кажутся очень схожими, но есть у них и различия.

Так, стереотипы – это необязательно отрицательное, неприязненное отношение к представителям других возрастов, наций, религий и т.д. Это просто некое лекало, которое мы примеряем на всех представителей той или иной группы.

Например, считается, что все немцы очень педантичны, а программисты – не умеют общаться с людьми, только с техникой.

У стереотипов куда более широкое «применение» по сравнению с предрассудками, и сближаются они лишь в одном аспекте.

Когда речь заходит о социальных стереотипах поведения или общения, то часто имеются в виду именно те, что схожи с предрассудками. Именно поэтому некоторые рассматривают эти понятия как одинаковые.

Соцустановки и соцстереотипы

Что касается социальной установки, или аттитюда (от англ. Attitude – «отношение»), то это более широкое понятие, чем соцстреотип.

Помимо собственно процесса стереотипизации, оно включает обобщение; прошлый социальный опыт и выводы из него (то есть распространение данного опыта на будущее поведение); ценности группы и их разделение конкретной личностью.

В целом социальные установки – достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного разговора.

Термин «социальный стереотип» скоро отметит 100-летний юбилей: оно было введено журналистом Уолтером Липпманом (США) в 1922 г.

Когда используются социальные стереотипы

Чаще всего социальные стереотипы используются тогда, когда нам не хватает информации для более взвешенных суждений, причем делаем мы это бессознательно.

В условиях недостатка фактов мы отталкиваемся от того, что есть, а судить человека проще всего по внешним признакам (по особенностям внешности, полу, национальности и другой информации, узнать которую не составляет труда).

Таким образом, мы делаем вывод о людях и явлениях, фактически ничего о них не зная, опираясь на обобщенное восприятие группы, к которой они принадлежат.

Ведь когда мы вписываем человека в наш шаблон (соцстереотип), то [вроде как] понимаем, что от него можно ожидать, каков он, как с ним общаться и т.д. В этом смысле роль социальных стереотипов – помочь нам коммуницировать даже с незнакомыми людьми.

Впрочем, как мы знаем, стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или соцявлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию.

Например, «Маша блондинка, значит, глупая» превращается в «Меня поражают Машины знания в ядерной физике». Что касается стереотипов, распространяющихся на группу, то чем больше группа (и чем меньше мы знаем входящих в нее людей), тем чаще мы прибегаем к стереотипам.

И наоборот: чем меньше группа и чем лучше мы знаем ее членов, тем меньше мы используем стереотипы.

Однако нельзя сказать, что стереотипы сразу полностью нас отпускают. Дело в том, что в оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того что их мы бессознательно задействуем еще до того, как получим какую-либо информацию о личности.

Например, многие наверняка по-разному будете воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем как о великом физике-ядерщике и только потом они узнают, что это пышногрудая блондинка, или же они сначала увидят девушку только потом узнают, что она физик-ядерщик.

Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.

Читайте также:  На каком сроке узи покажет беременность – когда проходить обследование

Почему социальные стереотипы так удобны?

Порой дело не только в том, что у человека мало информации для глубокого анализа личности и соцявления, а в том, что он и не хочет ее получать. Мы бы объяснили этот процесс таким образом. Как известно, мозг потребляет очень много энергии, а кроме того анализирует великое множество поступающей информации – и он должен делать это быстро.

Также мозг должен нас защищать, как можно оперативнее сигнализируя об опасности. Данные факторы привели к тому, что природой в него заложено стремление минимизировать усилия там, где он может это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы, – прекрасный инструмент для такой минимизации.

Нам не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда у нас есть готовое лекало, под которое можно подогнать всех вокруг.

Как мы уже отмечали, стереотипы далеко не всегда отражают реальность, и, когда мы придаем им слишком большой вес, то фактически сами загоняем себя в ловушку.

Особенно часто это касается стереотипов, максимально сближающихся с предрассудками.

Соответственно, проблемы возникают не тогда, когда человек использует стереотипы, а когда он начинает придавать предрассудкам слишком большое значение и формирует свое мнение только исходя из них.

Функции социальных стереотипов

Изначально функции стереотипов если не положительны, то логичны:

  • Во-первых, как мы отмечали, это возможность «считать» незнакомого человека и понять, что от него можно ждать, как установить с ним коммуникацию.
  • Во-вторых, объединение группы. С одной стороны, стереотипы сами по себе объединяют людей (в народ, этнос и пр.), с другой – они позволяют отделить своих от чужих. Это было особенно актуально в древние времена, когда от вопроса «свой – чужой» в прямом смысле зависели жизни.
  • В-третьих, стереотипы помогают мозгу оптимизировать работу: минимизировать усилия на анализ личности в самом начале общения.

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные.

Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп).

В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные стереотипы.

При этом из-за заложенной в них упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям.

Например, вы решили положиться на стремление немцев к порядку или на вкус французов в одежде. Но конкретно тот немец и француз, к которым вы применили данный стереотип, необязательно обладают нужными вам качествами. И это создаст вам дополнительные проблемы.

Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Как формируются социальные стереотипы

Формирование социального стереотипа у каждого конкретного человека происходит под влиянием общественных установок, установок в семье и личного опыта.

Что касается общественных стереотипов, то в их возникновении немалую роль играют социальные ценности, принятые в той или иной группе, общественные, демографические, политические и иные процессы (поэтому стереотипы могут различаться у представителей разного поколения, жителей разных городов, а также у иных социальных групп).

Распространению стереотипов способствуют средства массовой информации и коммуникации. Сейчас в немалой степени в этом задействованы интернет в целом и соцсети в частности.

При этом формирование устойчивого стереотипа требует определенного времени – это не самый быстрый процесс, хотя в наши дни благодаря Всемирной паутине он значительно ускорился.

Трансформацию социального стереотипа со временем и вследствие социальных и общественных изменений можно проследить на примере изменения образа предпринимателя (из барыги и прохвоста он превратился в человека, который строит свой бизнес) или матери-одиночки (из «разведенки/брошенки с прицепом» она становится самодостаточной женщиной с ребенком).

Использовать социальные стереотипы можно и в своих целях. Известно, что порой важно произвести впечатление, чем быть тем, кого вы изображаете. Только помните: чем ближе знакомство, тем меньшую роль играет стереотип. Поэтому подумайте, насколько целесообразно играть роль совсем другого человека.

Источник: https://experimental-psychic.ru/socialnye-stereotipy/

Понятия «стереотип» и «стереотипизация». Виды стереотипов: профессиональные, этнические, центральные

Стереотипизация также рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия, хотя, может быть, её справедливо понимать и в более широком плане – как вления, сопровождающего все процессы социальной перцепции. Впервые термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом в 1922 г.

, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда.

В более же широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.

Тогда ярко им выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы – назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.

С одной стороны, к определённому упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несёт на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия.

Остаётся просто упрощенный подход, некоторая констатация закрепленных черт, которая хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае, как только констатация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения.

Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьёзный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определённым образом и действовать тем или иным способом.

Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

На восприятие других людей большое влияние оказывает про­цесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Наиболее известны этнические стереотипы — образы ти­пичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности италь­янцев, характерные для нашей культуры).

Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, они вы­полняют функцию упрощения и сокращения процесса воспри­ятия другого человека.

Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения.

Например, стереотипы активно используются при оценке групповой национальной или про­фессиональной принадлежности человека.

Одним из результатов стереотипизации восприятия учителя является формирование в его сознании модели идеального уче­ника. Это такой ученик, который подтверждает собой успешную роль педагога, делая его работу приятной: готовый к со­трудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.

Существенно, что ожидания, формирующиеся у учителей по от­ношению к ребенку, и в самом деле определяют его реальные достижения. Под влиянием таких ожиданий формируется само­восприятие ребенка.

Например, в исследованиях было показа­но, что дети, носящие имена, которые нравятся учителю, обла­дают более позитивным внутренним отношением к себе по сравнению с детьми, чьи имена не принимаются педагогом. Имя может влиять и на ожидания учителя, связанные с успеха­ми в учебе данного ребенка.

Приведем несколько примеров проявления стереотипа ожи­дания в педагогической практике.

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хоро­ших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают. «Плохому» ученику учитель своими жестами и фразами с самого начала дает понять, что ничего хорошего он от него не ждет.

Возникает парадокс: объективно на опрос «плохих» учеников педагог затра­чивает меньше времени, чем на опрос «хороших», однако в созна­нии учителя, подверженного «стереотипу ожидания», ситуация субъективно воспринимается как обратная, и он искренне считает, что тратит основную долю учебного времени на отстающих.

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при отве­тах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хо­рошим», чтобы подтвердить свои ожидания. Однако он убеж­ден, что вытягивает именно плохого ученика.

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикует больше и резче с использованием обобщений: «Опять не вы­учил», «Как всегда ты…» и т.д.

  • Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.
  • Можно выделить центральные стереотипы, которые образуют ядерную часть системы образов, используемых нами при «расшифровке» социальных явлений, и периферическую часть, основанную на мнениях и убеждениях, играющие меньшую роль в нашей социальной адаптации.
  • Этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера

Профессиональны стереотипы – образы профессиональных сфер деятельности. Хотя при этом внутри каждой профессии есть самые совершенно разные люди, они объединятся, сливаются в образ типичных профессионала.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте понятие «эффект ореола».

2. В чем сущность эффекта проекции.

3. Какие существуют виды проекции?

4. В чес сущность эффекта бумеранга, эффекта средней ошибки?

5. В чем сущность эффекта первичности и новизны.

6. Раскройте понятие «стереотип» и «стереотипизация».

7. Какие существуют виды стереотипов?

Тема 2.17. Идентификация как механизм социальной перцепции

  1. Студент должен:
  2. знать:
  3. – понятие идентификации;
  4. – назначение идентификации как механизма социальной перцепции.
  5. Содержание учебного материала

Понятие идентификации. Назначение идентификации как механизма социальной перцепции в процессе общения. Личностная и групповая идентификация, их суть

Понятие идентификации.

Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией.



Источник: https://infopedia.su/4×3797.html

Ссылка на основную публикацию