Тревожность: диагностика, 20 причин развития и коррекция

Решение проблемы тревожности подразумевает решение двух проблем:

  • овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий;
  • устранение тревожности как устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на трех уровнях, которые взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга:

  • обучение приемам и методам овладения своим волнением и повышенной тревожностью;
  • расширение возможностей ребенка и формирование у него необходимых навыков и знаний, ведущих к повышению уровня результативности деятельности и созданию запаса прочности;
  • трансформация личности ребенка в части его самооценки и мотивации.

Замечание 1

Параллельно необходимо проводить работу с семьей ребенка и его педагогами, для выполнения ими своей части коррекции.

Приемы коррекции тревожности

В коррекционной работе с детьми, отличающимися тревожностью, используются различные приемы.

Переинтерпретация симптомов тревожности. Часто детей деморализуют первые признаки появления повышенной тревожности. Поэтому будет полезно рассказать, объяснить ребенку, что такие эмоции -признак готовности человека к действию, они помогают ответить или выступить лучше, их испытывает большинство людей.

Тревожность: диагностика, 20 причин развития и коррекция

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Настрой на определенное эмоциональное состояние.

При использовании данного приема следует предложить ребенку связать свое волнение с одной мелодией или цветом, спокойное состояние — с другими, а уверенное, эмоциональное состояние — с третьими.

При наступлении волнения ребенку необходимо вспомнить первую ассоциацию, затем вторую и затем переходить к третьей, повторяя последнюю несколько раз.

Приятное воспоминание. Данный прием заключается в том, чтобы постараться представить ситуацию, в которой ребенок ранее испытывал чувство покоя, расслабления, ему необходимо вспомнить все приятные ощущения.

Использование роли-образа. В трудной ситуации ребенку предлагается представить себе образ, которому он хотел бы подражать, войти в эту роль и действовать в ситуации тревожности, находясь в образе.

Контроль жестов и голоса. Ребенку следует рассказать, что голос и жесты являются отражением эмоционального состояния человека, но при этом могут иметь и обратное влияние, т.е.

успокаивать и придавать уверенность.

При использовании данного метода борьбы с тревожностью ребенку полезно тренироваться перед зеркалом и отработать определенные жесты, предварительно проговаривать будущую речь.

Управление улыбкой. Прием заключается в управлении ребенком мышцами лица. Для этого ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения для расслабления лицевых мышц, вместе с этим объясняется роль улыбки в снятии нервно-мышечного напряжения.

Управление дыханием. Ребенку следует рассказать о роли ритмичного дыхания и способах его использования для снятия напряжения. Потренироваться с ребенком, делать выдох вдвое длиннее вдоха, а в случае сильного нервного напряжения сделать глубокий вдох с задержкой дыхания на $20$ секунд.

Мысленная тренировка, позволяет ситуацию вызывающую тревогу, заранее представить в подробностях и предварительно детально продумать собственное поведение.

Репетиция. Данная методика заключается в проигрывании с ребенком ситуации, которая вызывает у него тревогу. При использовании данного метода психологу можно менять тон разговора с ребенком, становится нетерпеливым в беседе, прерывать собеседника.

Доведение до абсурда. В процессе работы с психологом или самостоятельно ребенок проигрывает чувство сильной тревоги, страха, делая это дурачась, играя.

Переформулировка задач. Причиной, которая мешает результативной деятельности тревожных людей, часто является сосредоточенность на том, как они выглядят со стороны.

Для решения данной проблемы необходимо тренировать у ребенка умение формулировать цель своего поведения в определенной ситуации, отвлекаясь при этом от себя.

При ответе у доски давать себе правильную установку: «Я должен рассказывать о законе Ньютона», а не «Я должен ответить на пять». Следует также обучать ребенка умению снижать значимость ситуации.

Замечание 2

Перечисленные выше приемы эффективны для детей, испытывающих открытую тревогу.

Далее будут приведены приемы для устранения скрытой тревожности.

Самоанализ. В работе с детьми, тревожность у которых проявляется в скрытой форме важно развивать умение анализировать свои переживания, находить причины таких переживаний.

Формирование критериев успеха. Оценка успеха у детей со скрытой тревожностью часто затруднена. В таком случае полезно буде обсудить с ребенком объективные показатели успеха в определенной ситуации, записать эти критерии и постоянно в беседах обращаться к ним, побуждая ребенка оценивать свои результаты.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/korrekciya_trevozhnosti/

Школьная тревожность — диагностика и коррекция

Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т, д.) предпосылки.

Необходимо отметить, что тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние.

Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и/или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации.

Именно повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Школьная тревожность проявляется в поведении детей по-разному.

Универсальными признаками выступают нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов), отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий, излишняя старательность при выполнении заданий, раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия), рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках, минимизация контактов со сверстниками и/или учителями, потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, ухудшение соматического здоровья. В начальной школе эти проявления могут дополняться страхами потерять или испортить школьные принадлежности, опоздать в школу (в том числе ночными), «сверхценностью» школьной оценки. В средней и старшей школе симптомом школьной тревожности являются пробы аддиктивного поведения.

Методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения

Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения

Методика Возрастной диапазон Источник
Наблюдение Школьный возраст Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь,
Экспертные опросы педагогов и родителей Школьный возраст
Методика диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан Начальная школа Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002
Тест школьной тревожности Филипса Средняя школа Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001
Шкала тревожности 7-11-й класс Рогов А. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996
Проективные и психосемантические методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. м. Парачева) Школьный возраст Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004

Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности

Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.

  1. Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки ребенку в период работы с психологом.

    Необходимо обсудить следующие вопросы: как создать для ребенка ситуацию успеха; как дозировать эмоциональные нагрузки; как оптимально организовать режим дня.

  2. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости).

  3. Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков — консультирование), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения.

Опишем основные этапы индивидуального консультирования подростков:

  1. Поддержание (восстановление) позитивного самоотношения.
  2. Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин.
  3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
  4. Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц).
  5. Уточнение параметров желаемого результата.
  6. Определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели.
  7. Проработку возможных возвращений к старым формам поведения.
  8. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
  9. Итоговая диагностика (диагностика результатов).
  10. Итоговые консультации с родителями и учителями.

Более подробно работа со школьной тревожностью описана в следующей литературе:

  1. Азарова Т. В., Битянова М. Р., АоЬанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
  2. Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. 2001. №27.
  3. Безруких М. Л/., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 1996.
  4. Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб.: [б, и.], 1994.
  5. Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига: Эксперимент, 2000.
  6. Герасимова А. Школьная тревожность//Мурзилка. 2001. №9.
  7. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1993.
  8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
  9. Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004.
  10. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-18.
  11. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж: Студия ИАН, 2000.

коррекцияпсихологическая помощьшкольная тревожностьУкажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.Вы можете отписаться в любое время

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/shkolnaya-trevojnost-diagnostika-i-korrekciya.html

Актуальность диагностики школьной тревожности

ДИАГНОСТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности.

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в синдромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты, при доминировании эмоционального. В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.

Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности1. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором.

Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения», «дидактогенные неврозы».

Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

К числу причин наиболее распространенных дидактогений можно отнести:

Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п.

, которые не достигают непривычной для организма силы.

При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.

Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам.

45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.

Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом.

Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия).

Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.

Источник: https://infourok.ru/aktualnost__diagnostiki__shkolnoy_trevozhnosti-116797.htm

Тревожность

Тревожность человека – это индивидуально-личностная психологическая особенность, обнаруживающаяся в склонности субъектов постоянно ощущать сильнейшую тревогу по незначительным поводам. Зачастую тревожное расстройство расценивается в качестве личностной черты либо трактуется как особенность темперамента, возникающая вследствие слабости нервных процессов. Вдобавок к этому, повышенная тревожность нередко рассматривается в качестве совместной структуры, объединяющей черту личности и особенность темперамента. Состояние тревоги заключается в ощущении дискомфорта или предвидение некой угрозы. Описываемое расстройство, как правило, относят к невротическим нарушениям, другими словами к патологическим состояниям, психогенно обусловленным и характеризующимся отсутствием личностных нарушений.

Личностная тревожность, преимущественно, повышена у лиц с девиантным поведением, у индивидов, имеющих нервно-психические недуги или страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, переживающих последствия травм психического характера. В целом состояние тревожности – это субъективная реакция на личностное неблагополучие.

Причины тревожности

Современной науке неизвестны точные причины, провоцирующие развитие данного состояния, но можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению тревоги, среди них выделяют: генетическую предрасположенность, неправильное питание, отсутствие физической активности, негативное мышление, опыт, соматические заболевания, окружающую среду.

Многие ученые считают, что уровень тревожности закладывается на генетическом уровне. Каждый индивид имеет специфический набор генов, так называемое «биологическое оформление».

Нередко человек ощущает повышенный уровень тревоги вследствие того, что она всего лишь «вмонтирована» в его генетический код. Такие гены провоцируют существенный химический «перекос» в головном мозге.

Именно дисбаланс и порождает беспокойство.

Также существует биологическая теория, которая утверждает, что повышенная тревожность обусловлена наличием некоторых биологических аномалий.

Тревога может быть спровоцирована неправильным питанием и отсутствием физической активности, которая имеет решающее значение для здоровья. Занятия спортом, бега и другая физическая нагрузка являются превосходными способами снятия напряжение, стрессового воздействия и излишнего беспокойства. Благодаря такой активности человек может направить в здоровее русло гормоны.

Большинство психологов считает, что человеческие думы и установки являются ключевыми факторами, воздействующими на их настроение, а, следовательно, на тревожность. Личный опыт индивида также нередко становится причиной беспокойства. Приобретенный негативный опыт может в дальнейшем в сходных ситуациях вызывать страх, который увеличит уровень тревожности и повлияет на успех в жизни.

Кроме того, высокая тревожность может быть спровоцирована недружелюбной или новой средой. В нормальном состоянии, беспокойство является сигналом того, что индивид находится в опасной ситуации, но если уровень тревожности опасности не соответствует со степенью опасности, то такое состояние необходимо исправлять.

Данное состояние нередко является сопутствующим симптомом некоторых соматических недугов и заболеваний психики. Сюда, прежде всего, можно отнести различные нарушения эндокринного характера, гормональный сбой во время менопаузы у женщин, неврозы, шизофрению, алкоголизм. Нередко внезапное чувство тревоги является предвестником инфаркта или свидетельствует о снижении в крови уровня сахара.

Все перечисленные выше факторы не у всякого индивида могут спровоцировать тревожность, возраст индивида нередко играет определяющую роль в возникновении тревожности.

Неофрейдисты, в частности К. Хорни и Г. Салливан, полагали, что базисной причиной тревожности является ранний неблагополучный опыт отношений, который спровоцировал развитие базальной тревоги. Подобное состояние сопутствует личности всю жизнь, влияя в значительной степени на ее взаимоотношения с социальным окружением.

Бихевиористы расценивают тревожное состояние результатом научения. Согласно их позиции, тревогой является заученная реакция человеческого тела на опасные ситуации. Эта реакция в дальнейшем переносится на другие обстоятельства, вызывающие ассоциацию с известной угрожающей ситуацией.

Признаки тревожности

  • Обычные симптомы тревожности:
  • — неспособность расслабиться;
  • — ощущение недомогания;
  • — чувство волнения;
  • — панические атаки;
  • — беспокойный сон;
  • — ощущение неспособности справиться с собой.
  • Физические симптомы тревожности:
  • — нарастающее мускульное напряжение, провоцирующее болевые ощущения в области головы;
  • — ригидность мышц шеи или плеч;
  • — со стороны вегетативной нервной системы – повышенное возбуждение (редко).

Состояние тревожности порождает устойчивую борьбу индивида с самим собой, что воздействует на весь организм в целом либо на отдельные его системы. Так, например, следствием панических приступов или учащенного дыхания может стать головокружение либо слабость.

В подобном состоянии индивид утрачивает контроль над ситуацией. Зачастую у него может появляться страх или боязнь внезапной смерти.

Взволнованный человек испытывает слабость, у него повышается потоотделение, он может в любую секунду заплакать. Встревоженного субъекта довольно просто испугать, поскольку он чересчур чувствителен к шуму. Кроме описанных выше признаков, нередко наблюдается затрудненное глотание или дыхание, сухость во рту, сильное сердцебиение, болевые ощущения либо чувство стеснения в грудной области.

Также к перечисленным проявлениям следует добавить нарушение пищеварения, боли в эпигастрии, метеоризм, тошнота. Возможно учащение мочеиспускания или острая потребность в немедленном опорожнении мочевого пузыря, диарея, ослабление либидо.

Все рассматриваемые признаки имеют субъективную обусловленность, а именно существует связь: тревожность, возраст или зависимость от половой принадлежности.

Так, например, у мужчин в состоянии повышенной тревоги могут возникнуть случаи полового бессилия, а у представительниц слабого пола – менструальные боли.

У детей высокая тревожность проявляется подавленным настроением, плохо налаженными контактами со средой, которая его пугает, что со временем может привести к занижению самооценки и устойчивому пессимистическому настрою.

Все проявления также обусловлены и типом тревоги, а именно личностная тревожность и ситуативная, мобилизующая и расслабляющая, открытая и скрытая.

Первый тип является личностным образованием, которое обнаруживается в устойчивой склонности к тревожности и волнениям в независимости от тяжести жизненных обстоятельств. Он отличается ощущением необъяснимого страха и угрозы.

Индивид с такой чертой личности готов все события воспринимать как опасные.

Ситуативная тревожность вызывается определенной ситуацией либо событием, которое порождает беспокойство. Подобное состояние может обнаружиться у каждого индивидуума перед серьезными жизненными трудностями и возможными неприятностями, что считается нормой, поскольку способствует мобилизации ресурсов человека.

Мобилизующая тревожность дает дополнительный посыл к действиям, расслабляющая – в ответственные моменты парализует личность. Также исследователями было доказано, что состояние тревожности изменяется во времени как функция степени стресса, которому подвергается человек и варьируется по интенсивности.

Диагностика тревожности проводится посредством различных методик, среди которых используются вопросники, рисунки и всевозможные тесты.

Коррекция тревожности

Ежегодная диагностика тревожности выявляет огромное число детей с наличием признаков тревоги и страха.

Снятие тревожности у детей сопряжено с определенными сложностями и может занимать достаточно продолжительное время. Психологи рекомендуют коррекционную работу проводить одновременно в нескольких направлениях.

В первый черед, необходимо устремить все силы на повышение детской самооценки. Данный этап довольно продолжителен и требует ежедневной работы. Нужно к крохе стараться обращаться по имени, чаще искренне хвалить его, отмечать его успехи в присутствии ровесников.

При этом малыш должен хорошо понимать, за что он получил похвалу.

Одновременно с повышением самооценки необходимо обучать кроху способности контролировать себя в определенных, наиболее тревожащих его ситуациях. На этом этапе применяются игры, направленные на снижение тревожности и ее различных проявлений.

Максимальным эффектом обладают сюжетные игры и драматизации. Для их реализации используют специально выбранные сюжеты, помогающие снять тревогу. Любые барьеры крохам легче преодолевать через игровую деятельность.

Кроме того, в игровом процессе происходит перенос отрицательных личностных качеств с малыша на игровой персонаж. Таким образом, ребенок может избавиться на некоторое время от собственных несовершенств, увидеть их словно со стороны.

Кроме того, дошкольник может в игровой деятельности проявить собственное отношение к персональным недостаткам.

Вдобавок к описанным способам, направленным на снижение тревожности, применяют различные методы снятия мышечного напряжения. Здесь лучше использовать игры, связанные с телесным контактом, упражнения на релаксацию, массаж. Очень эффективным методом понижения детской тревожности является раскрашивание лица ненужными мамиными помадами для игры в импровизированный маскарад.

Оптимальным средством, направленным на снятие тревожности у взрослых лиц, используются различные медитативные техники. Секрет успешности медитаций заключается в наличии взаимосвязи, объединяющей негативные эмоции и мышечное напряжение. Снижая мышечную напряженность можно постепенно побороть тревожность.

Лечение тревожности

Первым этапом в лечении тревожности является точное установление причины. Так, например, если тревожное состояние спровоцировано приемом лекарственных препаратов либо наркотических веществ, то лечение будет заключаться в их отмене.

При тревожном расстройстве, вызванном соматическим недугом, в первый черед необходимо лечить главное заболевание. Если у индивида обнаружено первичное тревожное расстройство, в случаях, когда тревога сохраняется и после излечения главного заболевания или отмены лекарств, рекомендована психотерапия и медикаментозное лечение.

Современные препараты, разработанные для снятия тревоги, эффективны, безопасны и легко переносятся. При тревожном расстройстве снизить тревогу и ликвидировать бессонницу позволяет непродолжительный курс бензодиазепинов.

Если пациент, страдает посттравматическим стрессовым нарушением, то показано применение медикаментов в комплексе. Назначение препаратов обусловлено наличием сопутствующих расстройств психики, таких как паническое расстройство, депрессивное состояние, дистимия, алкоголизм и наркомания. В таких случаях показан прием антидепрессантов.

Психологический подход предполагает, как правило, использование методик когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники данного подхода направлены на изменение реакций клиента на ситуации, порождающие тревожность.

Источник: https://psihomed.com/trevozhnost/

Занятие 20 Диагностика экзаменационной тревожности

Экзаменационная тревожность – одна из форм тревожности, которой следует уделить особое внимание. Многие учащиеся впадают в панику, когда им предстоит сдавать экзамены. Ответьте на вопросы предложенного ниже теста.

Прочтите каждое утверждение и отметьте тот вариант ответа, который подходит вам лучше всего. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Не раздумывайте долго над одним вопросом. Помните, что ваши ответы должны отражать ваше состояние в общем.

Подсчитайте сумму четырех полученных цифр, и вы получите свой результат.

Утверждения Почти никогда Иногда Часто Практически всегда
Мысли о том, что я не справлюсь, мешают мне сосредоточиться на задании
Накануне важного экзамена я начинаю паниковать
Я чувствую, как сильно бьется мое сердце, когда я сдаю важный экзамен
Сдавая экзамен, я уже думаю о последствиях провала

Итоговый показатель будет варьироваться от 4 баллов (низкая тревожность) до 16 (высокая тревожность). Считается, что экзаменационная тревожность состоит из двух компонентов – беспокойства и эмоциональности. Беспокойство – это мысли о последствиях провала.

К эмоциональному компоненту относятся неприятные ощущения и физиологические реакции, которые возникают в результате стресса. Пункты, относящиеся к компоненту беспокойства, в нашем тексте выделены курсивом. Теперь подсчитайте результаты заново, вычисляя отдельно баллы для беспокойства и эмоционального компонента.

Если ваш балл превышает 4 по каждому показателю, то уровень беспокойства и эмоциональности у вас превышает среднюю величину.

Если ваши показатели достаточно высоки, то вам имеет смысл обратиться за консультацией к своему преподавателю и/или к другому специалисту.

Занятие 21 Особенности психодиагностики посттравматического стрессового расстройства[77]

В настоящее время резко возросло количество антропогенных катастроф и «горячих точек» в различных регионах планеты. Мир буквально захлестывает эпидемия тяжких преступлений против личности.

Эти ситуации характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью. Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности.

Интенсивность стрессогенного воздействия в ситуациях, связанных с угрозой существованию человека, бывает столь велика, что личностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР.

Их наличие может способствовать его развитию, отражаться в течении или клинической картине.

Однако ПТСР может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности.

Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретные травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия или насилие и т. д.), несомненно, находят отражение. Однако главным является то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности.

За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, посвященных травматическому и посттравматическому стрессу. Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную область науки.

В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Одним из популярных методов является клиническая диагностическая шкала CAPS (Clinical-administered PTSD Scale).

  • Шкала для клинической диагностики ПТСР
  • (Clinical-administered PTSD Scale – CAPS)
  • Пациент____________________________________________________
  • Дата___________________ Интервьюер _______________________

A. Травматическое событие.

Источник: https://cyberpedia.su/13×13027.html

Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие

Еще лет двадцать назад, когда школа существовала без школьных психологов, о школьной тревожности как одной из серьезных причин учебных трудностей речи практически не было. Создается впечатление, что само явление школьной тревожности пришло в школу вместе с психологами. Так ли это на самом деле? Если в поисках ответа на этот и многие другие вопросы, связанные с неблагополучным положением ребенка в школе, вы обратитесь к данной книге, то не будете разочарованы.

Издание носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Основное внимание авторы уделяют описанию тех мероприятий, которые направлены на диагностику и коррекцию школьной тревожности.

Предлагается, в частности, схема работы школьного психолога: фронтальная психодиагностика выявляет учащихся группы риска, отличающихся повышенной тревожностью; далее проводится углубленная индивидуальная диагностика личностных особенностей детей; на основе полученных психологических данных и бесед с педагогами и родителями организуется коррекционно-развивающая работа. Эффективность мероприятий оценивается по результатам итоговой психодиагностики.

Примерно такой схемы работы придерживаются многие практические психологи, но особенностью авторского подхода является тщательная продуманность и проработанность последовательности действий с указанием конкретных психологических методик. Кроме того, к числу несомненных достоинств издания относится выделение авторами критических в плане школьной тревожности возрастов с последующим описанием специфических для каждого возраста форм и методов работы.

Специальный раздел книги посвящен вопросам профилактики школьной тревожности — созданная авторами программа рассчитана не только на школьников, но и на всех участников образовательного процесса.

В силу того, что, по мнению авторов, школьная тревожность является симптомом нарушения процесса адаптации к условиям обучения, целью профилактической работы является содействие школьной адаптации учащихся.

Содержание книги довольно точно отражено в ее названии. Правда, по вине издателей в название книги на обложке закралась досадная ошибка, и вместо «диагностика, профилактика, коррекция» написано «диагностика, коррекция, развитие». О развитии чего — уж не тревожности ли в ходе психологического воздействия — идет речь?

Интерес для практиков представляет не только сугубо практическая, но и небольшая по объему, но достаточно емкая по своему содержанию теоретическая часть книги.

В ней речь идет о тревоге и тревожности у детей и о школьной тревожности как самостоятельном явлении. Авторы анализируют причины школьной тревожности, описывают ее основные виды и формы, возрастную динамику.

При этом они утверждают, что школьная тревожность — неотъемлемая часть учебного процесса и не может рассматриваться как однозначно негативное явление.

Это добротное пособие для практических психологов образования претендует на то, чтобы стать основным при работе с тревожными детьми.

Марина СТЕПАНОВА

Источник: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600115

Диагностика, профилактика и коррекция школьной тревожности

В настоящее время для диагностики школьной тревожности используется множество разнообразных подходов, среди которых можно выделить наблюдение за поведением учащихся в школе, экспертные опросы родителей учащихся и учителей, тесты-опросники и проективные тесты. При этом каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и ограничения[2], рассмотрим некоторые из них более подробно.

Метод наблюдения позволяет собрать информацию о разнообразных проявлениях школьной тревожности в поведении учащихся, причем даже в том случае, если эта тревожность им самим не осознается.

Однако проведение наблюдения — очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности.

Кроме того, отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов.

Метод экспертных опросов позволяет определить интенсивность проявления школьной тревожности во взаимодействии учащегося со значимыми другими. Таким образом, диагностические данные приобретают дополнительный объем.

Однако достоверность этих данных напрямую зависит от социально-перцептивных способностей субъекта оценивания, то есть способности учителей и родителей заметить признаки тревожности или их отсутствие в поведении того или иного ребенка.

Стандартизированные опросники школьной тревожности позволяют получить качественные эквиваленты выраженности различных видов школьной тревожности в структуре эмоциональных свойств личности учащегося, что облегчает процедуру их обработки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различных тестируемых групп. В то же время, к недостаткам такого типа методов можно отнести их зависимость от уровня развития рефлексии испытуемых, с одной стороны, и от их стремления продемонстрировать социально желательные образцы поведения, с другой.

Стандартизированные проективные методики во многом позволяют избежать эффекта социальной желательности. Но их проведение требует индивидуального общения с каждым испытуемым, что при фронтальной диагностике очень трудоемко.

Кроме того, использовать такие методики с испытуемыми-подростками затруднительно в силу зачастую присущего им стремления к демонстрации той или иной жизненной позиции, собственного остроумия, искажающих полученные результаты.

Рисуночные проективные методы не имеют возрастных ограничений, благодаря чему являются универсальным психодиагностическим средством, позволяющем исследовать те аспекты отношений испытуемого к миру или самому себе, в которых он не отдает себе отчета, или же, замечая их, стремится скрыть от других людей[16].

Однако и у этих методов есть свои недостатки. К их числу можно отнести отсутствие стандартизированной процедуры обработки и интерпретации данных, что ставит точность интерпретации результатов в зависимость от опыта психолога и тем самым снижает достоверность полученных данных.

То же касается и потенциальной сопоставимости данных, полученных с помощью методик такого рода.

Для проведения фронтальной диагностики школьной тревожности целесообразно использовать методы, не требующие особых временных затрат в проведении и обработке результатов, единственной целью применения которых является выделение детей «группы риска» поп показателям школьной тревожности.

Это, прежде всего, проективные рисуночные тесты и метод экспертного опроса. Другие методы удобнее использовать для уточнения особенностей школьной тревожности у детей «группы риска».

Выбирая метод диагностики необходимо помнить об ограничении применения некоторых методик возрастом испытуемых, и специфике каждого психодиагностического средства.

Коррекционная работа с детьми с высоки уровнем тревожности может проходить в индивидуальной или групповой форме[28].

При выборе формы работы, как правило, учитывается характер тревожности.

Если она, так или иначе, связана с одноклассниками или с трудностями в установлении с ними контактов, на первом этапе целесообразнее работать индивидуально и только достигнув определенного прогресса, включать ребенка в групповую работу. Прежде всего, это работа по развитию коммуникативных навыков, которая может проходить в мини-группах, включающих 2-4 детей с подобными трудностями.

Опыт показывает, что в старшем подростковом возрасте индивидуальная форма работы предпочитается групповой самими учащимися, поскольку уровень развития рефлексии уже позволяет им говорить о чем-то личном, что не хотелось бы выносить на прилюдное обсуждение, а рассказать кому-то хочется[17].

В отличие от детей помладше, ученики 10-11-х классов, а иногда и 8-9-х, ознакомившись с результатами фронтальной психодиагностики, сами могут обратиться за консультацией к школьному психологу.

В то же время для многих учащихся с 1-го по 8-9-ый классы группа может стать мощным ресурсом, позволяющим справиться со школьной тревожностью.

Это связано с тем, что данная проблема является, по сути, эмоциональной, а пространство группы позволяет возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке, отреагированию, негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях[3].

Необходимо отметить, что коррекционную работу с учащимися 1, 5 и 10-ых классов следует проводить не раньше, чем во второй учебной четверти. Это объясняется тем, что для учащихся этих классов свойственно испытывать школьную тревожность, отражающую протекание адаптивного процесса, связанного с изменяющейся социально-педагогической ситуацией.

  • Выделяют несколько основных приемов построения учебного процесса, которые помогают снизить вероятность возникновения стрессогенных условия, которые могу повлечь за собой резкое повышение уровня тревожности школьников[1].
  • 1) отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися;
  • 2) стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика;
  • 3) ребенок не должен испытывать ощущения неудачи, порожденной нашей системой оценивания, критикой и насмешкой со стороны учителей и одноклассников;
  • 4) целенаправленное создание «ситуаций успеха» — предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата;
  • 5) отсутствие спешки при работе над новым материалом, освоении новых умений;
  • 6) репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов), Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность;
  • 7) одинаковые требования для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета;
  • 8) четкая аргументация своей позиции при наказании или выставлении низкой оценки. Чем более активную роль ученик занимает в контроле над собственной деятельностью, планировании ее — тем меньше страха перед наказанием и негативным оцениванием, однако тем более осознана позиция ученика в отношении своего труда, его результатов;
  • 9) построение урока таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний;
  • 10) критика лишь в отсутствии других учеников;
  • 11) важен учет возможностей данного, конкретного ученика;
  • 12) ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребенка);
  • 13) сдержанность и использование приемов саморегуляции;
  • 14) избегание эмоциональной депривации ученика, чрезвычайно важно демонстрировать ему принятие и уважение;
  • 15) очень важно создание верной ценностно-смысловой ориентации ученика;
  • 16) контроль над мышлением: целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них;
  • 17) знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений;
  • 18) в ситуациях высокой тревожности, адекватными способами совладания со стрессом являются следующие:
  • a) концентрация внимания на совершаемой работе,
  • b) вера в свои силы (целенаправленное повышение степени уверенности ребенка в себе, своих возможностях[19].

Подводя итог, можно сделать вывод, что тревожность, тревога и страх — понятия, тесно связанные друг с другом. Каждое из этих явлений сопровождается чувством беспокойство, которое исходит из ожидания, предвидения или непосредственно столкновения с опасностью. Школьная тревожность — это вид тревожности, предметным содержанием которого является школьная среда и все с ней связанное.

Среди методов диагностики тревожности особым вниманием пользуется метод проективных рисунков. Эта методика считается универсальной в плане диагностики и коррекции, что является важным моментом при работе с детьми. Так же для коррекции высокого уровня тревожности любого генеза используются техники арт- и игротерапии, эффективность которых подтверждена многочисленными исследованиями.

Говоря о воздействии личности педагога на уровень школьной тревожности подростков, следует упомянуть так же и о влиянии семейной ситуации и личности самого ученика.

Необходимо учитывать влияние внешних факторов, не входящих непосредственно в состав учебной среды школьника, но косвенно влияющих на нее.

Но, не смотря на многообразие факторов и степень влияния их на восприятие школьником окружающей его среды, в образовательном процессе педагог всегда будет занимать главное место, что позволяет предположить достаточно высокую степень его влияния на учеников.

Источник: https://studbooks.net/1712195/psihologiya/diagnostika_profilaktika_korrektsiya_shkolnoy_trevozhnosti

Ссылка на основную публикацию