Эгоцентризм: методика преодоления, признаки проявления (пиаже)

Часто в повседневной жизни в адрес кого-то из знакомых можно услышать: «Как будто вокруг него Земля вертится!» Так говорят о людях, зацикленных на собственной персоне.

Неспособность проявлять интерес к чувствам других в психологии называется эгоцентризмом. Люди, склонные к этому состоянию, просто не понимают, что есть мнение, которое может не совпадать с их.

Они закрыты, агрессивны и любят навязывать свое мнение.

Понятие эгоцентризма в разные периоды жизни

Эгоцентризм в дословном переводе с древних языков означает «я – центр круга». В психологии этот термин появился в 20 веке.

В употребление ввел его известный швейцарский психолог и философ, создатель теории когнитивного развития Жан Пиаже. Он занимался изучением поведения и развития мышления детей.

В своих работах он пришел к выводу, что ребенок до 8-10 лет не способен осознать тот факт, что в окружающем мире помимо его мнений, желаний есть другие люди со своими чувствами.

Очень явно характеризует пример. Ребенок не поделится своими игрушками со сверстниками, но спокойно способен их отобрать у другого ребенка. И дело не в жадности или наглости.

Просто ребенок не понимает, что так нельзя, что тому мальчику или девочке, у которой игрушка отобрана, обидно и неприятно. Как он может быть плохим или недостойным чего-то? Другой пример.

Ребенок, играя в прятки, закрывает глаза и думает, что раз он никого не видит, то и его никто не видит. В данном случае проявляется неспособность принимать саму мысль, что у других людей как-то по-другому.

Детский эгоцентризм проходит с возрастом. К моменту поступления в начальную школу дети уже осознают, что есть другие люди, с мнением которых нужно считаться и уважать. В подростковом возрасте наступает другой период эгоцентризма.

В этот период происходит становление личности, гормоны бушуют, подростку кажется, что весь мир буквально кружится вокруг него. И никто во всей Вселенной не способен понять его мыслей и чувств.

Для подростков характерна мысль о собственной уникальности, которую никто не оценивает по достоинству. Также проходит с возрастом.

Но иногда он не проходит. На это могут повлиять социальная среда или воспитание родителей. В любом случае в зрелом возрасте человек остается таким же, как в детстве: приемлет лишь свою собственную точку зрения.

В старческом возрасте люди также подвержены состоянию эгоцентризма. Ощущение собственной беспомощности, неспособность значительно повлиять на происходящее перерастает в раздражительность, капризы и упреки. А еще неконтролируемое желание раздавать советы с высоты жизненного опыта и годами накопленной мудрости.

Эгоцентризм и эгоизм: основные различия

Эгоцентризм: методика преодоления, признаки проявления (Пиаже)

Эгоист рассуждает так: «Я в центре этой Вселенной, а вы все ничтожества», эгоцентрист сказал бы: «Я в центре своей Вселенной, а вы все мне неинтересны». Посыл различный. Для эгоиста окружающие люди – помехи или, наоборот, помощники при достижении исключительно собственных целей. Он паразитирует на них. Для эгоцентриста они – просто окружающие люди, которые ничего в этой жизни не понимают.

Небольшой пример. Семейная пара, устав от постоянных разногласий, приходит на прием к семейному психологу. Муж остается в коридоре, специалист разговаривает с женой.

Выслушав поток жалоб и претензий, он предлагает ей описать ситуацию с точки зрения ее мужа. Жена удивляется, разве у него другое мнение? Это настоящий эгоцентризм.

Супруги прожили вместе несколько лет, но не поняли, что каждый из них – полноценная личность, со своим видением ситуации.

Признаки эгоцентризма

Подобное состояние у взрослых людей различают трех типов:

  1. Познавательный – проявляется в способе мышления и восприятия информации.
  2. Моральный – отсутствие способности воспринимать поступки других людей с точки зрения морали.
  3. Коммуникативный – подразумевает нежелание или неспособность следить за формулировкой и достоверностью излагаемых сведений.

Все эти виды могут встречаться у личности по отдельности, либо в совокупности. Эгоцентризм делает человека очень сложным в общении, ведь он живет по принципу: «Есть два мнения: мое и неправильное».

Определить эгоцентриста в кругу знакомых не так уж трудно. Его выдают признаки:

  • «слепота». Человек склонен игнорировать факты или сведения, которые противоречат его убеждениям и принципам;
  • «близорукость». Личность обладает слишком узкой точкой зрения, не желает расширять привычные понятия, чтобы не выяснить ошибочность собственных убеждений;
  • «праведность». Люди такого склада искренне уверены, их знания истинны, а мнение безошибочно. Они убеждают окружающих в своей правоте порой чересчур навязчиво;
  • «обобщение», «упрощение». Эгоцентристы склонны делить все ситуации на черное и белое, доброе и злое. Упрощать сложные ситуации, разрешение которых может пошатнуть установленную систему ценностей.

Помимо этого, у эгоцентристов отмечено отсутствие способности «считывать» невербальный язык или язык жестов. Им трудно находить взаимопонимание с другими, понимать настроение, интонации, эмоциональное состояние человека.

Практически каждый разговор сводится к борьбе с чужой точкой зрения, которую эгоцентрист не понимает и не принимает. По этой причине такие люди со стороны создают впечатление гордых и надменных людей. Но если копнуть глубже, то выходит, что это не так.

Эгоцентрики другого человека воспринимают скорее, как угрозу своему эго, а потому защищаются своим холодным и, порой, даже презренным поведением.

Низкая самооценка порождает склонность к преувеличению во всем. Человек может превозносить свои таланты, физические и психологические характеристики, финансовые возможности. Словом, все, что быть лучше остальных.

При этом они с удовольствием готовы принижать способности и достижения других – самоутверждаться за чужой счет. А уж рассказывать длинные истории о собственных успехах – сплошное удовольствие. Они любят рассказывать о своих грандиозных планах, масштабных проектах и т.п.

Людям важна поддержка, одобрение и восхищение окружающих. Все это диктуется неуверенностью в себе.

Кстати, сравнивание себя с другими – тоже характерная черта эгоцентристов. Причем такое постоянное сравнивание сродни одержимости. Человек ищет малейший повод удостовериться в собственном превосходстве. Из-за этого сравнение не всегда объективно.

Эгоцентрик намеренно предпочитает в качестве эталона менее успешных людей. К тому же он готов в пух и прах раскритиковать других, даже не дав им ни малейшего шанса, опасаясь, как бы они не оказались лучше.

Другое проявление этого признака – чрезмерная ревность.

Методы поведения с эгоцентристом

В окружении каждого человека найдется человек, подходящий под вышеупомянутые критерии, а потому стоит рассмотреть, как с ними общаться. В первую очередь стоит отметить, что постоянный контакт с эгоцентристом негативно влияет на человека.

Появляется ощущение собственной никчемности – мнение человека никого не волнует, неактуально. Собственные суждения или восприятие ситуации начинают казаться неверными, сомнительными.

На подсознательном уровне срабатывает защита от давления эгоцентрика и, как следствие, желание прервать любые взаимоотношения.

По многим причинам общаться с эгоцентриком придется. При этом стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Во-первых, нужно постараться их понять. Не пожалеть, не возненавидеть, а именно понять.

В жизни таких людей почти наверняка были ситуации, под влиянием которых, они стали такими. Они не в силах справится с проблемой, потому что не видят ее. Но при этом нельзя давать им полную свободу действий. Выражать свое недовольство открыто – не лучший вариант.

Критиковать нужно поведение или действия человека, но не его самого.

Не стоит забывать о себе. Обязательно нужно научиться оценивать себя, свои поступки и слова со стороны. Все окажется не так уж плохо, как преподнес бы эгоцентрист.

А с уверенностью в себе и собственных силах противостоять такому противнику намного легче. Также не рекомендуется привязываться к таким людям. Исправить их очень трудно, особенно против их желания.

А навредить человеку своим поведением они могут с легкостью. В их адрес стоит проявлять терпение.

Не стоит потакать их желанию самоутвердиться за счет других. Если человек преувеличивает свои достижения и принижает успехи других, нежелательно поддерживать его в этом. Можно одернуть, сказать, почему он не прав. Если есть за что хвалить, то похвалить, но не льстить и не завышать его достоинства без надобности.

При желании помочь эгоцентристу можно попытаться выяснить корень проблемы. Его поведение может быть следствием неуверенности в себе, защитной реакцией или неопределенной жизненной позиции.

Чаще всего подобные нарушения личностного развития идут из детства.

Взаимодействуя с психологом и эгоцентристом, в процессе доверительной беседы (а люди такого склада о себе поговорить всегда любят) можно выяснить проблему и в последствии работать над ее устранением.

Отдельно стоит сказать о старческом эгоцентризме. Капризы, высокомерие и недовольство пожилых людей могут признаками не только преклонного возраста, но и серьезных заболеваний таких, как болезнь Альцгеймера, Пика или старческое слабоумие.

Все эти болезни ведут к разрушению личности, но на ранних стадиях их развитие можно приостановить. Так что, если подобные симптомы были замечены у стариков, стоит проконсультироваться с психологом или психиатром. Если это все же проявления эгоцентризма, то наилучший способ избежать манипуляции – активно сопереживать человеку.

Где-то подбодрить, где-то похвалить. Такое поведение сделает человека более покладистым.

Способы избавиться от эгоцентризма

В случае, когда кажется, что вы и есть эгоцентрик, можно порекомендовать следующее. Во-первых, попытаться составить список своих сильных и слабых сторон. Причем сделать это нужно честно и по возможности объективно. То, что у вас есть недостатки там, где у других преимущества, еще не делает вас хуже или глупее кого-то.

Старайтесь поменьше потакать себе, перестаньте считать себя самым умным и уникальным. Поверьте, у других людей тоже есть свое мнение и точка зрения, и она ничуть не хуже вашей, а возможно даже лучше. И также имеет право на существование. Никому не живется легче и проще, чем вам. У каждого свои трудности и проблемы.

Научитесь принимать ответственность. Эгоцентристов отличает постоянное желание избежать ее, та же позиция присуща детям.

Когда человек берет ответственность за себя, свою жизнь и жизнь других людей, он тем самым готов признать свои ошибки и недочеты, которые есть у каждого.

Расширяйте кругозор, не бойтесь отказываться от привычных суждений, если оказывается, что они не верны. Люди всю жизнь учатся и познают что-то новое.

Психологи советуют такой прием для изучения чувств и мировоззрения других людей. При общении с друзьями расспросить об их взгляде на ту или иную ситуацию, попытаться проанализировать. Либо после просмотра фильма попытаться изложить историю от лица разных героев. Со временем примерка на себя чувств других людей войдет в привычку, понимать собеседников станет проще.

Для удовлетворения потребности в признании своих достоинств рекомендуется поступить в театральный кружок или заняться общественно полезной деятельностью. Но при этом не стоит рассказывать об этом всем подряд.

Таким образом, эгоцентризм в той или иной степени присущ многим людям. В детстве и юности – это нормальное явление, которое с возрастом должно само пройти. Но если этого не произошло, человек становится сложным в общении, зацикленном на своем мире. Общаться с ним нужно терпеливо и строго.

Источник: https://motivacii-net.ru/egotsentrizm-chuzhoe-mnenie-ne-imeet-znachenija/

Вопрос 4.2 . Эгоцентризм мышления ребенка. Эксперименты Пиаже

1.По конспекту лекций.

Пиаже открыл феномен эгоцентризма
детского мышления, который заканчивается
в возрасте 5-7 лет (период децентрации).

Этот феномен обусловлен принципами перцептивного познания мира (для ребенка главный канал, связывающий его с
окружающем миром, — восприятия; зрелое мышление всегда обладает децентрацией,
т. е. способностью «видеть» события со
стороны, с разных точек зрения).

Эгоцентризм связан с привязанностью ребенка с пространством вокруг себя (
он воспринимает мир только в данный момент и в конкретной ситуации).

С двух
лет ребенок начинает приспосабливаться к пространству , благодаря чему он
может соотносить себя с разными точками
пространства( начало децентрации) . Самым эффективным способом развития
децентрации мышления ребенка — групповая
игра с правилами, которая позволяет
почувствовать ситуацию с точки зрения
разных ролей (например , игра в прятки)

Эгоцентризм мышления ребенка выражается
в том, что центром системы координат для него является собственное «Я».
Эгоцентризм является ярким признаком
допонятийного мышления.

2.По Пиаже.

Эгоцентризм – фактор познания. Это
определенная совокупность докритическихи,
следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя
самого. Эгоцентризм – разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации
ума, когда отсутствуют интеллектуальная
релятивность и реципрокность.

С одной
стороны, эгоцентризм означает отсутствия
понимания относительности познания
мира и координации точек зрения, С другой
стороны, это позиция неосознанного
приписывания качеств собственного «я».
Изначальный эгоцентризм познания –
это не гипертрофия осознания «я».

Это
непосредственное отношение к объектам,
где субъект, игнорируя «я», не может
выйти из «я», чтобы найти свое место в
мире отношений, освобожденных от
субъективных связей.

Пиаже провел много разнообразных
экспериментов, которые показывают, что
до определенного возраста ребенок не
может встать на другую точку зрения.
Например, эксперимент с макетом из трех
гор.

Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой — то
отличительный признак – домик,реку,
спускающаяся по склону, снежную вершину.
Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все
три горы были изображены с различных
сторон.

Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию,
где горы были изображены так, как он
видит их в данный момент, в этом ракурсе.
Обычно ребенок выбирал правильный
снимок.

После этого экспериментатор
показывал ему куклу с головой в виде
гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда
куклы. Игрушка ставилась на другую
сторону макета.

Теперь на просьбу
выбрать фотографию, где горы были
изображены так, как видит их кукла,
ребенок выбирал снимок , где горы были
изображены так , как он видит их сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то
снова и снова он выбирал снимок, где
горы были изображены так , как воспринимает
их он со своего места. Так поступало
большинство испытуемых дошкольного
возраста.

Читайте также:  Капли в нос при гайморите – 12 лучших средств

В этом эксперименте дети становились жертвой субъективной иллюзии. Они не
подозревали о существовании других
оценок вещей и не соотносили их со своей
собственно й. Эгоцентризм означает ,
что ребенок , представляя себе природу
и других людей , не учитывает свое
собственное положение как мыслящего
человека.

Эгоцентризм означает смешение
субъекта и объекта в процессе акта
познания. Эгоцентризм показывает , что
внешний мир не действует непосредственно
на ум субъекта. Эгоцентризм – следствие
внешних обстоятельств, среди которых
субъект живет .

Главное (в эгоцентризме)
– это спонтанная позиция субъекта ,
который непосредственно относится к
объекту, не учитывая себя в качестве
мыслящего существа, не осознавая своей собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что снижение
эгоцентризма объясняется не добавлением
знаний, а трансформацией исходной
позиции, когда субъект соотносит свою
точку зрения с другими возможными.

Освободиться от эгоцентризма – значит
осознать то , что было воспринято
субъективно, найти свое место в системе
возможных точек зрения, установить
между вещами, личностями и собственным
«я» систему общих взаимных отношений.

Эгоцентризм уступает место децентрации,
более совершенной позиции. Переход от
эгоцентризма к децентрации характеризует
познание на всех уровнях развития.
Всеобщность и неизбежность этого
процесса позволили Пиаже назвать его
законом развития.

Развитие (по Пиаже) –
это смена умственных позиций.

Для того
чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы
два условия: первое – осознать собственное
«я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе — координировать
свою собственную точку зрения с другими
,а не рассматривать ее как единственно
возможную.

3. Экспериментальные факты.

В исследованиях детских представлений
о мире и физической причинности Пиаже
показал, что ребенок на определенной
ступени развития рассматривает предметы
такими , какими их дает непосредственно
восприятие – он не видит вещи в их внутренних отношениях.

Ребенок думает
,например, что луна следует за ним во
время его прогулок, останавливается,
когда он останавливается, бежит за ним
, когда он убегает .Пиаже назвал это
явление «реализмом». Именно такой
реализм и мешает ребенку рассматривать
вещи независимо от субъекта, в их
внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное
восприятие ребенок считает истинным.

Это происходит от того ,что дети свое
«я» не отделяют от вещей. Дети до
определенного возраста не умеют
различать субъективный и внешний мир.
Реализм бывает двух типов : интеллектуальный
и моральный . Например, ребенок уверен
,что ветви деревьев делают ветер. Это
реализм интеллектуальный.

Моральный
реализм выражается в том ,что ребенок
не учитывает в оценке поступка внутреннее
намерение и судит о поступке только по
внешнему эффекту, по материальному
результату.

В экспериментальных исследованиях
Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты
представляются для ребенка тяжелыми
или легкими согласно непосредственному
восприятию. Большие вещи ребенок всегда
считает тяжелыми , а маленькие – легкими.

Для ребенка эти и многие представления
абсолютны, пока непосредственное
восприятие кажется единственно
возможным.

Появление других представлений
о вещах, как, например , в эксперименте
с плаванием тел : камешек – легкий для
ребенка, но тяжелый для воды – означает,
что детские представления начинают
терять свое абсолютное значение и
становятся относительными.

Ребенок не
может обнаружить ,что существуют разные
точки зрения, которые надо учитывать. Пиаже спрашивал , например: у Шарля
«Есть у тебя братья?» — «Артур». «А у него
есть брат?» — «Нет». «А сколько у вас
братьев в семье?» — «Двое» . « А у тебя
есть брат?». «Один». «А он имеет братьев?»
— «Совсем не имеет». « Ты его брат?» —
«да». «Тогда у него есть брат?» — «Нет».

Все отлично, дополнений не требуется!

Источник: https://studfile.net/preview/3129570/page:6/

Эгоцентризм мышления ребенка по Жану Пиаже

  • Жан Пиаже выпускает книгу: Речь и мышление у ребёнка / Le Langage et la pense chez l'enfant,  где описывает ряд экспериментов с детьми.
  • Учёный заметил, что маленькие дети определённого возраста делают типовые интеллектуальные ошибки, которые не делают дети старшего возраста.
  • Так, в книге были опубликованы два эксперимента (ставших классическими)   по изучению «центрации восприятия» у детей.

Учёный «… сажал ребёнка перед макетом трёх гор, которые по-разному выглядели с разных сторон макета. А напротив сажали куклу.

Потом ребёнка просили выбрать из нескольких фотографий ту, которая соответствовала точке зрения с его стороны. Но когда ребёнка просили найти фотографию с видом, который находится перед куклой, он снова выбирал тот вид, который видел перед собой.

Ребёнок не мог представить, что кукла видит макет гор по-другому. Это и есть проявление эгоцентризма и показатель центрации восприятия — способность видеть мир только со своей точки зрения. Восприятие игры актёров даёт взрослому человеку посмотреть на мир и на самого себя с другой точки зрения.

В ролевой коллективной игре, как установил отечественный психолог Д.Б. Эльконин, происходит переключение с одной роли на другую, с собственной позиции ребенка на позицию другого человека. Так происходит преодоление эгоцентризма и формируется способность к децентрации.

Благодаря ей другая мысль, в частности мысль учителя, может становиться предметом рассуждений ребёнка, формируется возможность его обучения и приобретения им нового опыта. Сначала ребёнок в игре образует множество различных центраций. Затем происходит отделение себя от образа другого и его точки зрения.

Теперь на неё можно не становиться, а только представлять её в своём воображении».

Петрушин В.И., Психология и педагогика художественного творчества, М.,  «Академический Проект»; «Гаудеамус», 2008 г., с.117.

  1. Другой эксперимент Жана Пиаже заключался в том, что ребёнку, имеющему братьев и сестёр,  последовательно задавалось два вопроса:
  2. — первый — сколько у тебя братьев и сестёр? 
  3. — второй – сколько сестёр и братьев у твоего брата или сестры?
  4. Если на первый вопрос, например, ребёнок отвечал, что у него один брат, то во втором ответе он отвечал: «Брата нет». Второй ответ интерпретируется как то, что сам ребёнок не считает себя «братом или сестрой», то есть, не осознаёт, что может не быть «центральным» объектом…
  5.  Помимо «центрации восприятия» (как писал Жан Пиаже: «ребёнок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной точки зрения; ему очень трудно стать на позицию других») было установлено, что для мышления маленьких детей характерны и такие феномены:
  6. синкретизм (нерасчленённость детского мышления);
  7. трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее);
  8. артифициализм (искусственность, «придуманность» мира);
  9. анимизм (приписывание свойств людей неодушевлённым предметам);
  10. нечувствительность к логическим противоречиям.

Источник: https://vikent.ru/enc/1087/

Вопрос 27. Понятия «эгоцентризм» и «децентрация» в стадиальной концепции интеллекта Жана Пиаже

  • Пиаже выделил 4 стадии интеллектуального развития:
  • 9) сенсомоторная (до 2 лет) — детская мысль содержится в предметных действиях;
  • 10) дооперациональная (от 2 до 7 лет) — они интериоризируются (переходят из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума;
  • 11) стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — возникают конкретные операции;
  • 12) стадия формальных операций (от 11 до 15 лет) — формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения.
  • Эгоцентризм – отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного «Я» и собственной перспективы вещам и другим людям.

Изначальный эгоцентризм познания — это не гипертрофия осознания «Я». Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя «Я», не может выйти из «Я», чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях.

Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.

Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.

Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична. Эгоцентрическая речь – речь для себя. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других.

Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания (более точный термин «центрация»).

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор, описанный Пиаже. Горы на макете были разной высоты и каждая из них имела какой-то отличительный признак — домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину.

Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок.

После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета.

Теперь на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

Дети до определенного возраста не умеют различать субъективный и внешний мир. Ребенок начинает с того, что отождествляет свои представления с вещами объективного мира, и лишь постепенно приходит к различению их друг от друга.

Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными.

Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его следствий – значит в этом отношении децентрироваться.

Освободиться от эгоцентризма — значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «Я» систему общих и взаимных отношений.

Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития.

  1. Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы 2 условия:
  2. v осознать свое «Я» в качестве субъекта и отделить субъект от объекта;
  3. v координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Развитие знаний о себе возникает у ребенка из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов.

  • Общество выступает для ребенка, как сумма социальных отношений, среди которых можно выделить 2 крайних типа:
  • v отношения принуждения (социальные отношения между ребенком и взрослым)
  • v отношения кооперации (социальные отношения между самими детьми).

Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности.

Для того, чтобы осознать свое «Я» необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство слишком велико.

Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу.

Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения.

  1. Все развитие Пиаже характеризовал движением от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации.
  2. 3 уровня, на которых осуществляется децентрация:
  3. 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6-2 годам) – понимание, что мир состоит из объектов и он сам объект среди других, существующих независимо от него в пространстве и времени,
  4. 2) дооперациональная стадия – недостаток различий между собственной и другой точкой зрения. К 7-8 годам ребенок постигает объективные отношения между вещами и строит межличностные отношения в форме кооперации,

3) 11-14 лет – когда подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окружающий мир. Децентрация – ребенок из абстрактного реформатора общества превращается в деятеля.

Мышление— высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных связей и отношений на оперативном уровне.

Виды мышления (Пиаже):

5. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года) – врожденная двигательная основа (врожденные схемы: хватание, сосание) обеспечивает развитие всех видов мышления. Постепенно ребенок понимает, что мир состоит из объектов и он является одним из объектов этого мира. Стадии:

  • — упражнение рефлексов (1 мес.)- новая информация уподобляется врожденным схемам – ассимиляция (ребенок сосет одеяло)
  • — стадия первичных круговых рефлексов (2 мес.) – схемы приспосабливаются к ново информации – аккомодация (сосет избирательно) + сохраняется ассимиляция; связь объекта и моторики, «применяемой» к нему неслучайна, для разных объектов используются разные схемы; возникает связь слух-зрение По Сеченову – ассоциации), но только пока объект в поле зрения
  • — стадия вторичных круговых движений (4-8 мес.) – происходит координация различных схем (ребенок толкает неваляшку, а не сосет); моторная активность связана с внешними предметами, появляются представления, ребенок может предвидеть (антиципация, экстраполяция)
  • — координация вторичных схем (8-2 мес.) – происходит координация цели и средства деятельности (ребенок вынимал прутья в кроватке, когда между прутьями поместили пачку сигарет, стал вынимать прутья так, чтобы пачка упала – координация двух различных схем)
Читайте также:  Прививки детям: какие делают, календарь вакцинации, последствия

6. Дооперациональное мышление (2-7/8 лет) – ребенок формирует понятия и пользуется символами (языком) для сообщения их окружающим. Эти понятия ограничены их непосредственным, эгоцентрическим опытом. Представления о причинах и следствиях ограничены, трудности классифицирования.

7. Период конкретных операций (7/8-11/12 лет) – ребенок постигает объективные отношения между предметами и начинает мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам с учетом иерархии классов (понимают, что животное может быть одновременно собакой и терьером)

8. Период формальных операций (12 лет-вся жизнь) – подросток может проанализировать решение логической задачи как конкретного, так и абстрактного содержания: может строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и метафорически.

Эгоцентризм – основное свойство допонятийного мышления, из которого вытекают, как следствия все другие его особенности (синкретизм, трансдукция, несогласованность объема и содержания понятий, неполнота обратимости операций, нечувствительность к логическому противоречию и переносному смыслу).

Эгоцентризм заключается в развитии органической связи отображаемых мыслью отношений с координатной системой, начало которой фиксировано в самом субъекте. Сам субъект, находясь в нулевой точке, не попадает в сферу отражения: при ответе на вопрос о числе братьев в семье – ребенок себя в это число не включает.

Эгоцентризм скрывает за собой недостаток координации, отсутствие группировки отношений с другими индивидами и вещами. Он проявляется не только у детей, но иногда и у взрослых – только мое мнение является верным Õ конфликт отцов и детей.

Интеллектуальная децентрация воплощает в себе преодоление ограничений эгоцентризма за счет преобразования координат: происходит переход от индивидуальной эгоцентрической системы отсчета к более объективной.

В этой системе индивидуальная точка отсчета, в том числе и своя собственная, понижает свой ранг общности и оказывается на положении различных частных вариантов, что позволяет взглянуть на ситуацию с другой (=чужой) точки зрения.

С помощью клинического метода Пиаже установил следующие факты: эгоцентрический характер детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире.

Основное достижение Пиаже – открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм – это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция.

Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире – лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаес рассматривает предмерты такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях.

Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается. Пиаже назвал это явление «реализмом». Он мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным.

Это происходит потому, что дети не отделяют своего «Я» от окружающего мира, от вещей.

«Реализм» бывает двух типов: интеллектуальный (например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер) и моральный (ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материльному результату).

Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельность человека), на которых эгоцентрические отношения между «Я» и миром постепенно редуцируются. В процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях.

Параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности («реализма») к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие.

Третье направление развития детской мысли – от реализма к релятивизму. Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны.

Наряду с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденцию связывать все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), нечувствительность к противоречию и др.

Еще одна важная особенность детской психики – феномен эгоцентрической речи. Детская речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь «со своей точки зрения» и не пытается стать на точку зрения собеседника. Для него любой встречный – собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно, есть иллюзия, что его слышат и понимают.

Вербальный эгоцентризм ребенка определяется тем, что ребенок говорит, не пытаясь воздействовать на собеседника, и не осознает различия собственной точки зрения и точки зрения других. Коэффициент эгоцентрической речи изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослыми и между детьми-ровесниками.

Снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими возможными.

Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его следствий – значит в этом отношении децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе.

По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма – значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным «я» систему общих и взаимных отношений.

Роль эгоцентрической позиции в познании не предопределяет того, что наше знание никогда не сможет дать истинной картины мира. Развитие, по Пиаже, это смена умственных позиций.

Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития.

Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития.

Стадии интеллектуального развития ребенка.

Стадии – ступени или уровни развития, последовательно сменяющие друг друга, причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие.

Процесс развития ребенка, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходят зарождение и становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, т.е. системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно.

Затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций.

Это – время становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

Классификация стадий развития интеллекта.

период подпериод стадии Возраст
интеллект А. Центрация на собственном теле   В. объективация практического интеллекта
  1. упражнение рефлексов
  2. первые навыки и первые

круговые реакции хватания. Вторичные круговые реакции средства и цели. Начало практического интел- лекта действия благодаря тре- тичным круговым реак- циям. Появление новых средств схем и решение некоторых проблем путем дедукции  

Источник: https://poznayka.org/s38334t1.html

Изучение эгоцентризма в отечественных и зарубежных психологических исследованиях

Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздействиями.

Эгоцентризм в работах Пиаже рассматривается как некая особенность мышления, скрытая умственная позиция ребёнка, выражающаяся в своеобразной детской логике, речи, представлениях о мире, раскрываемая при помощи индивидуальных бесед и проявляющаяся в общении.

Понятие эгоцентризма вводится Ж. Пиаже как характеристика детского мышления на стадии интуитивного интеллекта. Эгоцентрическая позиция характеризуется тем, что подросток-дошкольник при анализе окружающей действительности рассматривает ситуацию со своей точки зрения, которую он не осознает в качестве собственной, и которая выступает для него как абсолютная [Пиаже Ж, 2009].

Важнейшим открытием Пиаже явилось проявление эгоцентризма в детской речи, являющейся следствием восприятия мира. Пиаже считал детский эгоцентризм неотъемлемым качеством детского восприятия мира, которое характеризует «реальную» субъективную картину мира, воспринимаемого детским «Я», неотделимым от природной среды роста и развития ребёнка.

«Я» ребёнка, неотделяемое от окружающего мира, даёт ему вполне реалистичную картину абсолютного восприятия. Неспособность воспринимать и анализировать отношения, а также воспринимать себя как субъекта отношений, ребёнок искренне верит в то, что луна сопровождает его, а ветер исходит из колебаний воздуха ветвями деревьев.

Отношения для ребёнка являются сиюминутным следствием видимого восприятия. Вода может одновременно быть «сильной», удерживая лодку, и — через минуту — «слабой», не удерживающей даже маленький камень.

Противоречивые понятия могут вполне уживаться или чередоваться в восприятии ребёнка в зависимости лишь от шкалы детского опыта реального восприятия мира.

Концепция эгоцентризма Пиаже связана с концепцией психоаналитиков,с одной стороны, социологической школы Э. Дюркгеймас другой. Пиаже исходит из понятия аутистического мышления и определяет эгоцентрическую мысль, как промежуточную форму между мыслью аутистической и разумной [Пиаже Ж, 2009].

Разные исследователи (H.Hoffman, R.Selman, Г.Дюпон) вкладывали различный смысл в понятие эгоцентризма, поэтому тема эта вызывала споры и полемику авторов.

В советской психологической литературе изучению эгоцентрического мышления ребёнка посвящён целый ряд исследований (работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе и егосотрудников и ряд других). Советские учёные возражали Ж.

Пиаже в том плане, что мировосприятие ребёнка, характеризующееся «абсолютной относительностью», не стоит называть эгоцентризмом. Такая позиция сложилась в связи с негативным взглядом, отображающим понятие «эгоцентризм» в советском обществе.

Эгоцентризмом отечественные исследователи называли стойкую девиантную позицию человека вне зависимости от возраста, к которой приводят неправильные стили воспитания и неразвитость психики [Андреева Г. М., 2006].

Западные последователи Пиаже, в том числе Г. Дюпон, Д.Элкинд, предполагали, что детский эгоцентризм преодолим и неразрывен с аффективным личностным опытом. В этой связи Д.Элкинд вводит новые понятия личностного эгоцентризма [Реан, 2000].

Дальнейшие исследования детского эгоцентризма все больше выявляли его социально-релятивную, диалогически-контекстуальную природу и раскрыли важную роль понятия позиции, под которой понимается социально-психологическое свойство личности, выражающееся в мнении и оценке. Дж.

Смедслунд выдвигает мысль о том, что истоки развития децентрации кроются не только в интеллектуальных операциях (дифференциации части и целого, группировок), но и в отношениях ребенка к другим людям, в его позиции по отношению к ним.

Он также развивает идею Пиаже о том, что важную роль в развитии децентрации играют коммуникативные конфликты.

Кардинально новый взгляд на природу эгоцентризма открыли эксперименты М.Маратсоса и М.Хьюза, которые видоизменили задачи «пиажевского типа». Сохраняя логико-структурное («пиажевское») содержание, они приблизили форму этих задач к жизненному опыту ребенка, к его реальной мотивации. Результаты оказались впечатляющими: уровень эгоцентризма у детей резко снизился!

Резюмируя эти исследования, М.Доналдсон указывает, что в исследованиях Ж.

Пиаже дети не вполне понимали, что их просили сделать, а потому эксперименты с задачами Пиаже выявляли не столько эгоцентризм детей, сколько… исследовательский эгоцентризм взрослых, логико-рационалистические конструкции которых не вполне адекватны конкретике социально-жизненной реальности детей. Таким образом, по мнению М.Доналдсон, новые исследования вообще ставят под сомнение эгоцентризм мышления дошкольников.

Интересный ракурс исследования эгоцентризма был выявлен в экспериментах российского психолога Л.М.

Фридмана, который показал, что решение задач «пиажевского типа» сопряжено с пространственной ориентацией двух типов — естественно-центрической и релятивно-оценочной.

И поскольку в экспериментах Пиаже преобладали задачи на ориентацию первого типа, а в экспериментах его оппонентов использовались задачи на ориентацию второго типа, то, оказывается, что по-своему правыми являются обе стороны.

Исследования Л.Ф.Обуховой углубляют понимание эгоцентризма мышления и показывают, что основной фокус проблемы эгоцентризма заключается в изучении соотношения познавательного и социально-психологического эгоцентризма. Поэтому центральное значение для развития теоретико-методологической концепции Т.И.Пашуковой приобретает исследование В.А.

Недоспасовой, которая — в соответствии с гипотезой Д.Б.Эльконинаизучала значение ролевой игры в преодолении познавательного эгоцентризма. В.А.Недоспасова исходила из того, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети выполняют разные роли, занимают разные позиции и по-разному строят отношения с другими детьми.

Исследование показало, что смена ролей и позиций в игре «расшатывает» Я-центрированность ребенка и иллюзии «абсолютности» своего положения в мире, способствует развитию координации действий и отношений с другими людьми, т.е. формируют способность к децентрации. Связывая эгоцентризм ребенка с его позицией, В.А.

Недоспасова выдвинула гипотезу, что главным моментом в преодолении центрации является умение ребенка учитывать в рассуждении собственную позицию и позиции других лиц. Обучение детей овладению условно-динамической позицией (посредством отождествления себя с другим человеком) явилось эффективным способом формирования у детей способности к децентрации.

Выяснилось также, что умения децентрации, выработанные в ходе экспериментального обучения, дошкольники успешно переносили и на решение задач «пиажевского» типа.

Исследование В.А.Недоспасовой приобрело авторитет классического и именно поэтому оно позволяет обратить внимание на характерные теоретические аберрации в исследованиях эгоцентризма и децентрации, обнаруживающиеся с точки зрения диалогических представлений.

Во-первых, сюжетно-ролевая игра в значительной степени предопределяет социально-коммуникативный тип исследуемого эгоцентризма, что проблематизирует перенос полученных результатов на понимание познавательного эгоцентризма.

Во-вторых, социально-психологическим является содержание задач, которые предъявляются детям в виде кукол, моделирующих отношения межчеловеческого родства (мама, папа, братья).

В-третьих, остается неясно, какой эгоцентризм проявляется и преодолевается в экспериментальных ситуациях — познавательный, коммуникативный или…речь идет уже о новом — обобщенном виде эгоцентризма, но тогда каков его статус и особенности? [Рябова. Т, 2001].

  • Несмотря на разные подходы к определению эгоцентризма большинство психологов занимали общие позиции:
  • 1) от типа социальных отношений ребёнка напрямую зависит эгоцентричность его речи и поведения;
  • 2) проявление эгоцентризма в речи снижается с возрастом. И если в 3 года она занимает 75%, то после 7 лет постепенно исчезает без следа, заменяясь логическими связями и сопоставлением отношений другого порядка;

3) проявления в подростковом возрасте эгоцентризма, следует рассматривать как последствия нарушения процессов воспитания, отсутствие осознания или принятия собственной субъективности при осознании объективности внешнего мира.

И если подросток не может отделить себя от мира, а в поступках и явлениях не видит причинно-следственных связей, это должно явиться тревожным фактором, вызывающим необходимость коррекции мышления и непременной социализации.

Источник: https://studbooks.net/904234/psihologiya/izuchenie_egotsentrizma_otechestvennyh_zarubezhnyh_psihologicheskih_issledovaniyah

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,431

1 Бочкина Е.В. 1

1. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. — Уфа, 2006. – 212 с.
2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, №4, 1990, С. 5
3. Веракса Н.Е.

Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, №4, 1987. С. 135-139.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь / Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — с.262-510
5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика — Пресс, 1994. – 528 с.

На протяжении многих лет в психологии большое внимание уделяется исследованию того, как в ходе психического развития ребенок осознает, с одной стороны, окружающий его реальный мир, а с другой стороны свое собственное «Я».

Изучаются значения, которые в определенном возрасте принимает та или иная система («реальный мир» и «Я»), их источники, способность ребенка дифференцировать эти системы в разные возрастные периоды.

Возникновение проблемы децентрации в детской психологии тесно связано с изучением мышления детей. Существуют различные подходы к проблеме возникновения и развития мышления детей.

Наиболее распространенным в последнее время является представление о генезисе мышления как о постепенном восхождении от более примитивных форм ко все более совершенной его форме — словесно-логическому или дискурсивному мышлению. В отечественной психологии наибольшее распространение имеет концепция Л.С.

Выготского, в которой генезис мышления рассматривается от наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к логическому [5;с. 17].

Особое значение такого подхода имеет представление о детском мышлении как об адекватном способе ориентировки ребенка в действительности. Это положение Л.С. Выготского существенно отличается от концепции Жана Пиаже, в которой начальные формы мышления трансдуктивны по своей природе.

В ранних работах эгоцентрическое мышление Пиаже рассматривал как переходную форму мышления, которая помещается с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутическим мышлением и направленным разумным мышлением. Именно в процессе изучения детскогомышления Ж. Пиаже открыл такое явление, как эгоцентризм — особую умственную позицию ребенка.

И это открытие стало исходной точкой в исследовании проблем децентрации в психологии.

Противоположность точек зрения Ж. Пиаже и Л.С. Выготского вылилась в интереснейшую дискуссию. Проблема эгоцентризма и децентрации стала предметом изучения психологов на протяжении десятилетий, однако, точка в ее исследовании до сих пор не поставлена.

Проблема познавательного (когнитивного) эгоцентризма рассматривалась как зарубежными (Г. Эбли, Дж. Смедслунд, П. Ковен, Л. Колберг, Д. Эл-кинд, М. Доналдсон и др.), так и отечественными психологами (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, Л.М. Фридман, Л.Ф. Обухова и др.).

Эгоцентризм в разных источниках определяется несколько по-разному.

«Эгоцентрический» — сконцентрированный на самом себе. Оно указывает на рассмотрение мира в буквальном и переносном смысле только со своей собственной позиции, неспособность осознать, каким же этот мир предстает с другой точки зрения, что означают одни и те же слова, если их слышит и воспринимает человек с иным запасом знаний и жизненным опытом» [4;с.18-19].

 «Эгоцентризм — позиция ребенка, характеризующаяся фиксацией на себе и отсутствием ориентации на другого человека. Проявляется в неумении поставить себя на место другого. Характерна для младшего школьного возраста». [5; с. 15].

Познавательный эгоцентризм проявляется в том, что ребенок соподчиняет несогласованные, противоречивые суждения, основанные на собственных необобщенных или недостаточно обобщенных суждениях. Жан Пиаже называл такую позицию ребенка «реализмом».

Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие — он не видит вещи в их внутренних соотношениях.

Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время прогулки, останавливается тогда, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным.

Ж. Пиаже выделял «реализм» интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви деревьев делают ветер. Это «реализм» интеллектуальный.

Моральный «реализм», по Пиаже, заключается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутренние намерения и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату.

Моральный эгоцентризм не позволяет ребенку (и, увы, не только ребенку) понять, что его точка зрения не единственно возможная и верная, что возможны и другие.

Коммуникативный эгоцентризм приводит к неумению и нежеланию слушать и понимать, о чем говорит собеседник, к стремлению говорить только самому и только о своем.

Концепция Жана Пиаже. Проблема эгоцентризма мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста впервые была поставлена в начале 30-ых годов XX века известным швейцарским психологом Жаном Пиаже.

Теория эгоцентризма детского мышления наиболее подробно изложена в книге Пиаже «Речь и мышление ребенка». Открытие Ж. Пиаже послужило началом для серьезного изучения развития мышления детей в детской психологии.

Изучая теорию познания, генезис интеллекта, Пиаже проводил экспериментальную работу с детьми в 1921 — 1925 годах.

Именно в этот период он обнаружил скрытые умственные тенденции, придающие своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы возникновения и смены стадий умственного развития ребенка. С помощью клинического метода Пиаже установил новые формы в области детского развития.

Важнейшие из них — открытие эгоцентрического характера детской речи, качественных особенностей детской логики, своеобразных по своему содержанию представлений ребенка о мире. Достижение Пиаже, которое сделало его всемирно известным ученым, — открытие эгоцентризма ребенка.

Эгоцентризм — это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире, по Пиаже, — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого.

Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату.

Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)».

Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно  социализируется.  Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»),  результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.  

 Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики[3]. Автор выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании.

Выготский вместе со своими учениками и последователями критически переосмыслил теорию Пиаже. Результаты исследовательской деятельности Выготского и его сотрудников нашли отражение во множестве его публикаций 1928-1931 годах.

Наиболее значимое из достигнутого было сведено в книги «История развития высших психических функций» (1931) и «Мышление и речь» (1934). Одной из центральных тем этих исследования была проблема развития детской психики. Надо отметить, что работа велась и в теоретической и в экспериментальной областях.

Проведя ряд экспериментов, Выготский показал, что помимо функций указанных  у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.

По поводу результатов этого эксперимента Выготский высказался так: «Мы не хотим вовсе сказать, что эгоцентрическая речь ребенка проявляется всегда только в этой функции.

Мы не хотим утверждать далее, что эта интеллектуальная функция эгоцентрической речи возникает у ребенка сразу…в эгоцентрической речи мы склонны видеть переходную стадию в развитии речи от внешней к внутренней»[4,с.48-49]. В упрощенном виде эту гипотезу можно представить как:

  • Социальная речь
  • Эгоцентрическая речь
  • Внутренняя речь

На первый взгляд может показаться что, эта схема имеет некоторые родственные черты со схемой, приведенной Пиаже. Однако это не так.

Основной вопрос формулируется следующим образом: процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь, у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению. Выготский критикует теорию Пиаже по нескольким позициям. Прежде всего ставится под сомнение генетический ряд аутистическое мышление   социализированное мышление. Первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. Таким образом, первоначальная ребенка чисто социальная. Далее в процессе роста и развития эгоцентрическая речь возникает путем перенесения ребенком социальных форм поведения, форм коллективного сотрудничества в сферу личных психологических функций. С другой стороны, отрыв от действительности, который наблюдается в развитом аутистическом мышлении, стремящемся в воображении получить удовлетворение неудовлетворенных в жизни стремлении, является продуктом позднего развития. В связи с этим  встает вопрос об истолковании того факта, указанного у Пиаже, что эгоцентрической речь исчезает на пороге школьного возраста. Аутистическое мышление обязано своим происхождением развитию реалистического мышления. Все это позволяет Выготскому признать неправильным основное направление развития детского мышления, представленное в теории Пиаже. Сам Выготский так охарактеризовал результаты своей работы: «Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному — таков основной итог как теоретического, так и экспериментального исследования интересующей нас проблемы».

Как способ преодоления детского эгоцентризма, мы предлагаем позиционное обучение.

Идея позиционного обучения:

В начале 1990-х годов Н.Е. Вераксой была предложена особая модель диалектического обучения студентов психологии, получившая название позиционного обучения. Молодые люди, приходящие в высшее учебное заведение, в массе своей обладают двумя взаимоисключающими установками.

С одной стороны, они воспринимают предлагаемое им содержание вполне догматически (как знание), не критически. С другой стороны, если что-то не совпадает с их бытовыми представлениями или с особенностями мышления, то оно отвергается напрочь.

И это не особенности двух различных групп студентов: и то, и другое присутствует если и не в сознании большинства, то уж в бессознательном точно.

Поэтому возникла необходимость выстроить такую систему обучения, в которой бы обучающийся нормировал свои смысловые образования, затем учился преобразовывать их, порождая новое содержание, и в результате создавал новые смыслы, развивал себя самого как профессионально, так и личностно.

Стержнем позиционного обучения является позиционный семинар – особым образом организованное обсуждение лекции или книги. При этом изначально секция должна быть проблемной, не дающей однозначных ответов на поставленные вопросы. В дальнейшем же возможно выстраивать позиционный семинар по поводу содержания, организованного любым иным способом.

Благодаря пересмотру некоторых позиций, позиционное обучение стало стержнем развития диалектического мышления у детей дошкольного возраста, что приводит к более раннему преодолению эгоцентризма за счет принятия позиции другого ребенка.

Выстраивать занятия в русле обсуждения важных для всех проблем, но это затруднительно в дошкольном возрасте, так как у детей нет мыслительных средств для подобного обсуждения.

Вопросы, задаваемые детьми, конечно, вполне философские («А кто сделал облака?» или «Откуда берутся дети?»), но, если начать обсуждать их на «детском» уровне, то это было бы всё-таки осквернением самого философского содержания.

  1. У читателя может возникнуть вопрос: «Каким образом нужно выстроить занятие, чтобы ребенок смог скрытым, ненавязчивым для себя путем получить нравственный опыт и при этом у него смогло развиться творческое мышление?»
  2. Здесь мы можем предложить несколько ответов:
  3. Во-первых, воспитатель должен построить занятие таким образом, чтобы дети восприняли занятие как задачу: например, искали решение вместе с главным героем или анализировали отношение персонажей друг с другом, выражали собственное отношение к поступкам, действиям или заданиям героев занятия (всё зависит от жанра).
  4. Во-вторых, в ходе изучения каждой темы, последние занятия лучше посвятить её проигрыванию, перенесению действий, сюжетов и заданий на реальные жизненные ситуации или другие занятия, с которыми могут столкнуться или уже сталкивались дети.
  5. Роль педагога на таких занятиях состоит в следующем:
  6. Помочь ребенку восстановить целостную картину ситуации, выделив в ней противоположные характеристики;
  7. Показать, что формально-логические отношения (когда противоположности исключают друг друга) не позволяют понять и решить проблемную ситуацию.

Варианты решений, поставленных перед детьми задач, могут быть любыми, так как диалектическое мышление будет проявляться и развиваться в коллективно-распределённой деятельности детей в процессе проживания противоречивой ситуации, которая может быть задана в виде игры, задания нарисовать рисунок, решения задачи, написания сочинения и т.д. На основе каждого варианта ответа придумывается задание, учитывая возраст детей. Например, предлагается детям дорисовать, «улучшить» картинку, нарисованную товарищем, а потом дать возможность изначальному автору согласиться или не согласиться с доработкой и, если требуется, стереть дорисованное; при этом, разумеется, окажется, что что-то исправленное уже невозможно восстановить. Разумеется, в общении с детьми никогда не называются слова «диалектика», «диалектическое мышление», «диалектическое мыслительное действие опосредствование» и им подобные.

Стоит заметить, что в данном виде деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка и общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.

Библиографическая ссылка

Бочкина Е.В. ПОЗИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭГОЦЕНТРИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 55-57;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4941 (дата обращения: 14.11.2019).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4941

Ссылка на основную публикацию