Способности человека: виды и уровни развития

А вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.

Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.

Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:

  1. Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
  2. Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
  3. Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.

Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.

Структура

Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы – общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.

Способности человека: виды и уровни развития

Уровни

Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности – это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.

Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.

Психология и педагогика

Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?

Способности человека: виды и уровни развития

Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.

  • Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
  • Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами – «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
  • Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).

Изучение таланта

Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки – философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.

Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.

Способности человека: виды и уровни развития

Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.

Направления

В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое – психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).

Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.

Способности человека: виды и уровни развития

Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».

Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.

Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.

Способности

Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования — это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.

Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.

Способности человека: виды и уровни развития

Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.

А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология — очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности.

К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков.

Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.

Виды

Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны.

В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные.

Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.

Способности человека: виды и уровни развития

Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.

Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.

Состав дарований

Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования.

Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности.

К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.

Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.

Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л.

Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций.

С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.

Основы способностей

Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.

А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.

Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.

Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:

  • Общечеловеческие умения – в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества – аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
  • Общие дарования – «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
  • Специальные умения – продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.

Одарённость

Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» — высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.

Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они – воплощение задатков.

Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.

Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения – это простота.

И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.

Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества.

Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён.

Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.

Читайте также:  Конизация шейки матки: как проходит операция, послеоперационный период

Б. М. Теплов

А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.

Он — блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности.

Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга – основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.

Способности человека: виды и уровни развития

  • Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.
  • Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:
  • репродуктивный;
  • творческий;
  • реконструктивный.

Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.

Источник: https://www.syl.ru/article/203439/new_sposobnosti-v-psihologii-struktura-i-vidyi-sposobnostey

Способности в психологии и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями.

И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие.

Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха.

То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии.

Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности человека: виды и уровни развития

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом».

А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно.

Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

Способности человека: виды и уровни развития

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью.

Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания.

Читайте также:  Эндокринолог – что лечит врач, приём и консультация

А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Источник: https://psychologist.tips/254-sposobnosti-v-psihologii-i-ih-vidy.html

34. Способности: понятие, виды и уровни развития способностей

Способности
– это индивидуально- психологические
особенности, определяющие успешность
выполнения деятельности или ряда
деятельности .несводимые к знаниям
умения или навыкам, но обуславливающие
легкость и быстроту обучения новым
способам и приемам деятельности. (Б.М.
Теплов).

Структура
способностей.

Деятельность
(трудовая . учебная и т.д), которой
овладевает человек , предъявляют высокие
требования к его психологическим
качествам( особенностям интеллекта,
эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики).

Этим требованиям не может удовлетворить
одно какое либо качество, даже если оно
достигло очень высокого уровня развития
. мнение , что отдельно взятое психическое
свойство может обеспечить высокую
продуктивность деятельности , выступить
как эквивалент всех способностей, лишено
научной достоверности.

Способности
представляют собой совокупность
психических качеств имеющих сложную
структуру.

Структура
совокупности психических качеств
,которая выступает как способность , в
конечном счете определяется требованиями
конкретной деятельности и является
различной для разных видов деятельности.

Способности
человека к определенному виду деятельности
имеют сложную структуру представляющую
собой совокупность особенностей психики.

Так, например, в структуру музыкальных
способностей включается: музыкальный
слух, способность к слуховым представлениям,
музыкально-ритмическое чувство.

Литературные способности состоят из
следующих компонентов: высокого уровня
эстетического чувства, потребности к
самовыражению, оригинального, совершенного
языка, склонности к фантазированию,
высокого уровня развития образной
памяти.

Успешность
выполнения той или иной деятельности
зависит от сочетания способностей. При
отсутствии задатков к развитию каких-либо
способностей их дефицит можно восполнить
за счет развития других способностей,
либо через приобретение навыков, либо
за счет формирования индивидуального
стиля деятельности. Такого рода «замещение
представляет собой компенсаторные
возможности психики.

Развитие
способностей.

Любые
задатки, прежде чем превратиться в
способности, должны пройти большой путь
развития.

Так в период с рождения до 6-7
лет происходит совершенствование работы
всех анализаторов, развитие и функциональная
дифференциация отдельных участков коры
головного мозга, связей между ними и
органами движения, особенно, рук, что
является условием для развития общих
способностей.

Младший и средний школьный
возраст — время ускоренного развития
специальных способностей. Необходимы
ус­ловиями их становления в этот
период являются игра, творческая,
мотивированная и разнообразная
деятельность, которая должна находиться
в «зоне потенциального развития»(Л.
С.

Выготский), т.е. на пределе возможностей
ребенка. Кроме того становление
способностей осуществляется совместно
с развитием волевой сферы человека, а
также определяется качеством обучения
и воспитания.

Случаи
патологического снижения способностей
определяются как олигофрения. Она имеет
различную степень выраженности: легкая
— дебильность; средняя — имбицильность;
глубокая — идиотия, что определяет
разработку специальных программ, подбор
методики и коррекции во вспомогательных
учебных заведениях.

Виды
способностей.

По
широте и направленности выделяют:

  • Общие способности — благоприятные возможности развития особенностей психики человека, одинаково важные для многих видов деятельности. К ним. например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и совершенная речь и пр.
  • Специальные способности — определяют успешность человека в специфических видах деятельности, для которой необходимы задатки особого рода. Это, например, математические, музыкальные, технические, лингвистические и пр.

Источник: https://studfile.net/preview/6282967/page:23/

Виды способностей – какие бывают, их классификация и уровни

У людей существуют разные виды способностей, которые получают с рождения или развивают на протяжении жизни. Известно большое количество классификаций по разным признакам, например, отличающиеся источником происхождения, направленностью, уровнем развития, наличием условий и другими критериями.

Виды способностей в психологии

У человека могут быть развиты разные способности, и к ним относят личностно-психологические качества, которые отделяют одного человека от другого и от них зависит плодотворность действий.

К тому же способности нельзя отнести к знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у людей.

Тщательно изучаются в психологии способности, их виды, структура и другие параметры, которые помогают лучше понять человека, его возможные пути развития в жизни и перспективы.

Классификация видов способностей в психологии

Существует несколько классификаций, которые ориентированы на разные критерии. Например, по происхождению выделяют природные и социальные способности.

К первым относят умения, которые формируются на основе врожденных познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и так далее. Что касается социальных способностей, то они обусловлены системой обучения и воспитания, а проявляются они в разных сферах.

Есть и другие виды способностей человека: теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и другие.

Общие способности

Под этой категорией способностей понимают систему индивидуально-волевых качеств человека, которые он использует для овладения знаниями и осуществления разной деятельности. Они могут быть получены от природы и развиты в течение жизни.

Описывая, какие виды способностей бывают, стоит заметить, что они могут быть элементарными и сложными. К первым относят умения, присущие всем людям, но выражены они в разной степени, например, мыслить, переживать, запоминать и так далее.

Ко вторым относят способности к общим видам деятельности: обучению, игре, работе, общению и так далее.

Интеллектуальные способности

Начнем с термина интеллект, под которым понимают общие способности к познанию, пониманию и разрешению разных проблем.

Он объединяет все виды способностей индивида, направленные на изучение окружающего мира: чувства, память, воображение и так далее. Доказано, что развитие интеллекта имеет непосредственную связь с количеством перерабатываемой информации.

Что интересно, первым сигналом о том, что интеллект задействован не полностью, является ухудшение памяти.

Есть определенные виды интеллектуальных способностей:

  1. Ментальный. Включает в себя способность быстро отвечать на вопросы, проводить подсчет, определять суть вопроса и так далее.
  2. Эмоциональный. Способность понимать и управлять собственными чувствами и ощущениями окружающих.
  3. Социальный. Сюда относят умение применять на себя разные роли на протяжении всей жизни.
  4. Духовный. Этот вид способности интеллекта определяет гармоничность внутреннего мира и понимание смысла жизни.
  5. Физический. Здесь имеется в виду умение управлять своими телом и телесными желаниями.

Организаторские способности

Представленное словосочетание используют, чтобы описать определенный набор качеств, которые помогают эффективно организовать работу, причем и свою, и других людей. Виды деловых способностей и организаторские в том числе, человек может развивать на протяжении всей жизни. Необходимый набор качеств содержит:

  1. Авторитетность, которая подразумевает безоговорочное доверие, профессионализм, харизму и так далее.
  2. Проницательность, основывается на умении человека замечать и правильно толковать эмоциональное состояние людей, а еще определять их психологическую совместимость, чувство такта, меры и так далее.
  3. Эмоционально-волевые качества, к которым относят активность, требовательность, адекватность, рассудительность и многие другие.

Коммуникативные способности

Успех человека во многом зависит от его способности взаимодействовать с окружающими людьми и находить с ними общий язык. Способности к коммуникации у каждого человека формируются индивидуально, и на это влияет взаимодействие с родителями, одногодками, коллегами по работе и так далее. Есть разные упражнения для их развития. Выделяют такие виды коммуникативных способностей:

  1. Информационно-коммуникативные подразумевают умение человека начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Сюда относят способность использовать вербальные и невербальные виды общения.
  2. Аффективно-коммуникативные включают способность подмечать эмоциональное состояние собеседника и умение правильно реагировать на него, а еще проявлять уважение и сочувствие к другим людям.
  3. Регуляционно-коммуникативные подразумевают способность человека принимать помощь от других, решать конфликтные ситуации адекватными методами и поддерживать других.

Педагогические способности

Под этим понимают совокупность определенных психологических характеристик, которые важны для преподавателей, желающих достичь успехов в воспитании и обучении детей. Понятие и виды способностей включают:

  1. Дидактические. Сюда можно отнести способность доходчиво преподносить информацию, правильно организовать урок, вызывать интерес детей и правильно их мотивировать.
  2. Академические. Под этой способностью подразумевают компетентность учителя в профильном предмете, то есть он должен иметь глубокие знания и желание постоянно развиваться, достигая новых высот.
  3. Перцептивные. Способность преподавателя к восприятию, то есть он должен уметь распознать потенциал ребенка, его темперамент и склонность к эмпатии.
  4. Речевые. Этот вид способностей описывает умение учителя правильно и доступно выражать свои мысли. Для этого важен богатый словарный запас, красноречие и так далее.
  5. Организаторские. Педагог должен уметь правильно составить учебный план, рассчитывать время на изучение каждой темы и так далее.
  6. Авторитарные. Учитель должен пользоваться авторитетом у учащихся, для чего важны такие черты: требовательность, умение контролировать эмоции, ответственность и так далее.
  7. Коммуникативные. Педагог должен уметь находить общий язык с разными людьми, причем не только с детьми, но и с родителями, и другими учителями.

Под такими способностями понимают определенную систему свойств личности, благодаря которой можно получить отличные результаты в конкретной сфере деятельности. Есть разные виды и уровни способностей, относящихся к специальным, и процесс их развития является сложным и долгим. Существует их определенная классификация: учебные и творческие, умственные и физические.

Физические способности

Под этим понимают готовность людей осуществлять двигательную деятельность. Функциональные возможности органов и структур организма могут быть врожденными и приобретенными.

Выясняя, какие есть виды способностей, стоит отметить, что физические качества отличаются от других тем, что они проявляются исключительно при решении двигательных задач.

У каждого человека они выражаются по-разному, например, одни имеют высокий темп выполнения задачи, а другие могут долгое время выполнять действие.

Есть определенные виды физических способностей и этих качеств пять: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. С их помощью можно провести характеристику двигательной одаренности человека. Развитие подобных умений происходит под действием двух факторов: индивидуальной программы, передающейся по наследству, и социально-экологической адаптации.

Творческие способности

Под этим видом способностей понимают умение человека принимать творческие решения и создавать новые идеи. В обычной жизни они проявляются, как смекалка, используемая для достижения целей и выхода из сложных ситуаций. Есть разные виды творческих способностей, которые проявляются в многочисленных жизненных ситуациях:

  1. Возможность увидеть то, что не видно другим людям.
  2. Умение применять для решения задачи навыки, которые были получены для другой.
  3. Представляя творческие виды способностей, стоит упомянуть и умение полностью воспринимать действительность, не дробя ее на части.
  4. Простота генерирования идей и сильное творческое воображение.

Математические способности

У каждого есть врожденные математические способности, благодаря которым человек может оценивать и сравнивать количество предметов, не проводя точный счет, например, автоматически выбрать самую короткую очередь в кассе.

Все виды умственных способностей и математические в их числе можно развивать, используя разные практики и тренировки.

Кроме этого, стоит заметить, что улучшая математические навыки человек, формируется и элементы способностей к другим смежным видам деятельности.

Музыкальные способности

Индивидуальные умения человека, которые обуславливают возможность воспринимать, исполнять и сочинять музыку, а также обучаться, называются музыкальными способностями. Стоит заметить, что они в той или иной степени проявляются у всех людей, а если они ярко выражены, то это свидетельствует о музыкальной одаренности. Есть определенные виды музыкальных способностей:

  1. Ладовое чувство. Здесь имеется в виду способность человека ощущать эмоциональность композиции. Применяя это чувство индивид узнает мелодию и реагирует на интонации звука.
  2. Слуховое представление. Под ним понимают возможность воспроизводить мелодии на слух. С его помощью можно развивать музыкальную память и воображение. Вместе с ладовым чувством слуховое представление составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма. Описывая виды и типы способностей в музыке, нельзя обойти вниманием чувство ритма, благодаря которому можно активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и с точностью воспроизводить ее на слух.
25 кадр – что это значит, кто придумал и как работает технология? 25 кадр – технология скрытого воздействия на подсознание при помощи вмонтирования в пленку фильма дополнительных изображений. Методика применяется в медицине для лечения алкоголизма, ожирения, табакокурения, но официально не признана. Метод Дельфи – экспертное оценивание и прогнозирование в несколько этапов. Применяется в разных общественных и научных сферах: социологии, экономике, в управлении предприятиями. Методика названа в честь древнегреческого Дельфийского оракула.
Что такое кальян, и как он устроен? Многим известно, что такое кальян, но при этом как он устроен, из чего состоит, какой вред несет, некоторые люди не подозревают. Стоит разобраться и в видах этого устройства, а еще в разновидностях используемого табака. Что такое ауе в молодежном сленге? Многие не знают, что такое АУЕ, причем этим вопросом задаются не только взрослые, но и дети. Изначально эта аббревиатура имеет отношение к криминалу, но в современном обществе ее часто используют и в других смыслах.
Читайте также:  Глоссит: лечение языка, фото, симптомы, причины

Источник: http://kak-bog.ru/vidy-sposobnostey-kakie-byvayut-ih-klassifikaciya-i-urovni

Виды и уровни развития способностей

Способности можно разделить на:

1) природные (естественные) способностями — в своей базе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками и являются общими для человека и животных, особенно высших (восприятие, память, способность к элементарной коммуникации). Мышление с определœенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных.

2) специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфически человеческие способности, в свою очередь, обычно классифицируют на:

а) общие, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (мыслительные способности, уровень интеллекта͵ развитые память и речь, тонкость и точность ручных движений и др.

) и специальные способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.).

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот. Общие и специальные способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.

б) теоретические способности, определяющие склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, и практические, лежащие в базе склонности к конкретным практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

в) учебные, которые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с возможностью открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

г) коммуникативные (способности к общению, взаимодействию с людьми) и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

В психологии чаще всœего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Учитывая зависимость оттого, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они бывают потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями принято понимать те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

К актуальным способностям относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

  • Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью.
  • Одаренность — своеобразное сочетание способностей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности и выделяют его среди других людей, обучающихся этой же деятельности или выполняющих ее в этих же условиях.
  • От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность достижения успеха в какой-либо деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство — совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

Талант — высокая степень одаренности, предполагающая наличие внутренних условий для выдающихся достижений.

Талант — ϶ᴛᴏ обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Талантливый — ϶ᴛᴏ человек, который больше усваивает новых знаний и на практике доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности, в случае если добился в ней значительных успехов, ᴛ.ᴇ. выполняет ее на высоком уровне, превосходящий средний уровень других людей.

Одаренным должна быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – взрослый человек, ученый, писатель педагог, бизнесмен и т.д.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальность– наивысшая ступень проявления творческих сил человека.

Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта͵ Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова.

Виды и уровни развития способностей. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Виды и уровни развития способностей.» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/389720_vidy_i_urovni_razvitiya_sposobnostey

Виды способностей и уровне их проявления

Ученые используют несколько классификаций видов способностей, заключенных по различным признакам.

Рис. 3.7.3. Виды способностей

Общие способности обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности).

Общие способности дают возможность успешно учиться, поскольку опираются на развитые качества интеллекта — памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия, выражаются через коэффициент интеллекта.

Специальные — проявляются в определенной сфере деятельности человека — музыке, математике, рисовании, спорте, технике и тому подобное.

У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей.

Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является Т. Г. Шевченко, Н. В. Гоголь, М. В. Ломоносов и др.

  • Учебные способности проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности.
  • Творческие — проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности.
  • Для достижения уровня творческих способностей человек сначала производит учебные способности.
  • Различают также теоретические и практические способности.

Теоретические — связанные с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления. Люди, которые обладают этими способностями, склонны к научной деятельности.

Практические способности предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. Люди с практическими способностями предпочитают практическим делам в сферах производства, торговли, предпринимательской деятельности и тому подобное.

Каждый вид способностей может проявляться как в раннем, так и в зрелом возрасте и достигать высокого уровня развития.

Когда психологи говорят о способности человека, то предусматривают два уровня их проявления:

Рис. 3.7.4. Уровни проявления способностей

Количественный проявление способностей имеет следующие уровни:

Рис. 3.7.5. Уровни количественного проявления способностей

  1. Нулевой уровень — наличие задатков (врожденных предпосылок для развития способностей).
  2. Первый уровень — одаренность (обнаружены задатки и развиты до посредственного уровня способностей, результаты деятельности человека является лучше, чем у других).
  3. Второй уровень — талантливость (высокоразвитые способности, результаты деятельности человека признаются обществом).

Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки и искусства. Поэтому талантливым может быть и врач, и учитель, и летчик.

Третий уровень — гениальность (исключительно развитые и использованы способности, результаты являются исключительно творческими, их ценность признается человечеством).

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.

Для него характерны творческая производительность, овладение культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций.

Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества. В качестве примера достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, М. В. Ломоносова, К. Маркса.

Хотя определено несколько уровней развития способностей, очевидно, что большинство людей не достигает даже второго уровня. Это объясняется тем, что способности — сложное образование человека, предполагает воздействие нескольких факторов для их формирования.

Сначала у человека еще до его рождения должны поспорить задатки.

Задатки — это врожденные предпосылки развития способностей личности (анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми)

Следует отметить, что задатки не содержат в себе способности и не гарантируют их развития. Задатки — это только одно из условий формирования способностей.

Если ребенок родился, имея нарушения в дородовом развития или получив родовые травмы, то ее задатки могут не развиться или исказиться. Перспектива формирования или восстановления задатков ребенка после его рождения сложная, но возможная.

Итак, задатки составляют потенциал ребенка для проявления и развития его способностей. В определенных лиц они проявляются довольно рано и интенсивно — через наклоны ребенка, его стремление и заинтересованность заниматься определенным видом деятельности, иногда

Так, В. А. Моцарт исполнял свои музыкальные произведения в 3 года, Ф. И. Гайдн — в 4, Ф. Мендельсон — в 5.

Склонность к художественному творчеству проявляется позже. Так, в С. Рафаэля она проявилась в 8 лет, в Б. Микеланджело — в 13

  • и создает иллюзию врожденности.
  • Однако у большинства детей вопросы диагностики задатков является сложным и требует ее привлечения к различным посильных видов деятельности.
  • Наклонности — это первая и наиболее ранний признак одаренности, проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности

Одаренные дети проявляют сильное стремление к занятиям той деятельностью, которой они способны. Они могут буквально часами изо дня в день заниматься теми делами, которые их интересуют, не уставая и особо не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Все их интересы, переживания, поиски концентрируются вокруг этих занятий.

Так, следующим фактором формирования и развития способностей является благотворное влияние социальной среды, в котором проживает ребенок. Речь идет, во-первых, о роли наставника, учителя, с помощью которого формируются первичные знания и оказываются задатки, и, во-вторых, нужны материальные вещи — музыкальные инструменты, или краски с кистью и тому подобное.

Важным в выявлении и развитии способностей является знание и учет сензитивных (благоприятных) периодов формирования тех или иных функций.

Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к усвоению того или иного вида деятельности (сензитивные периоды могут быть очень короткими и длиться недели или даже дни).

При этом следует учитывать обстоятельства, в которых может проявиться та или иная способность.

Например в жизни одного ребенка музыка зазвучала в тот момент, когда она была готова к ее восприятию, — и она осуществила ребенка глубокое влияние, вызвав сильные положительные впечатления, в то время как другой ребенок была к этому не готова из-за усталости, болезни.

Факторы среды наделены весом, согласованной с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Ю. Б. Гиппенрейтер

Наконец для успешного развития способностей ребенка необходимо его собственная активность,

что выражается через эмоциональные проявления — желание, установку на труд, радость от успехов, и волевые — приложения усилий, целеустремленность и настойчивость. Воля играет ключевую роль как двигатель для развития способностей человека.

Из всего вышесказанного становится понятно, что неблагоприятные условия для развития способностей могут иметь различную природу. При высокой активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впечатлений — скудное среду.

При неблагоприятных общих условий воспитания (например, при частых психических травм) энергия ребенка может тратиться на неконструктивные переживания и отходить в сторону от способности, развивается.

Наконец, чрезмерный принуждение ребенка может потушить ее естественную активность и не дать возможности развиться.

Соотношение между задатками, влиянием среды и собственной активностью ребенка показывает значимость каждого из этих факторов, однако возможна частичная компенсация одного другим. Так, малые задатки можно компенсировать высокой и постоянной собственной активностью, так же как и неблагоприятное влияние социума.

Проявление и развитие способностей человека — чрезвычайно важное дело, поскольку «… значительные способности, истинный талант обычно определяют призвание человека …». С. Л. Рубинштейн.

Источник: https://studbooks.net/26534/psihologiya/vidy_sposobnostey_urovne_proyavleniya

Ссылка на основную публикацию