Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Одной из характеристик личности является оценивание. Чтобы понять, насколько полезной или неприятной является то или иное явление, человеку нужно оценивать. Оценивание происходит не только окружающего мира, но и самого себя.

Человек способен оценивать свои качества, мысли, мотивы, поступки и прочие деяния, в том числе и результаты, которых он в итоге достигает. Самооценка становится очень важной характеристикой, которая бывает различных видов.

Ее можно развивать и поднимать в случае необходимости после адекватной диагностики.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Самооценка становится важной характеристикой, на которую человек должен обращать внимание. Дело в том, что самооценка влияет на саму личность.

В зависимости от оценивания самого себя, человек выглядит определенным образом, думает по-особенному, совершает те, а не иные поступки, позволяет или запрещает себе достигать определенных результатов, обдумывает конкретные мысли, реагирует и эмоционирует особенным образом и т. д. Можно сказать, что самооценка влияет на самого человека, его поведение, достижения, образ жизни и судьбу в целом.

В зависимости от уровня самооценки, человек живет определенным образом. Можно утверждать, что один человек способен прожить разные жизни, что полностью зависит от его самооценки.

Что такое самооценка?

Самооценка – это феномен психики, когда человек придает себе определенный уровень ценности и значимости. У самооценки есть три функции:

  1. Регуляция – отвечает за личностную направленность.
  2. Защита – способствует стабильности и независимости.
  3. Развитие – становится определенным толчком, который побуждает человека совершенствоваться.

Очевидно, что степень самооценки влияет на то, как человек начинает относиться к себе, контактировать с окружающим миром и позволять окружающему миру влиять на него.

Обычно на самооценку личности влияют окружающие люди, которые высказывают свое мнение, проявляют определенное поведение в отношении индивида. Если человек зависим от окружающего мнения, тогда его самооценка будет нестабильной.

Как можно сохранять стабильность, когда люди будут выражать разное мнение?

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Однако самооценка обращает внимание читателя сайта психологической помощи psymedcare.ru на то, что оценивание происходит лично человеком. Если не обращать внимания на окружающее мнение, тогда что вы сами о себе будете думать, как себя начнете оценивать? Самооценка – это личное мнение человека о самом себе, если только он не будет базировать его на точках зрения окружающих людей.

Виды самооценки

Самооценка имеет огромное влияние на жизнь человека. Формируется она в раннем возрасте. Может оставаться стабильной, а может меняться со временем. От нее зависит успешность или неуспешность индивида, его развитие и достигнутые цели. То, как живет человек и что себе позволяет, зависит от его самооценки.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Самооценка – это личное оценивание собственных дефектов и положительных качеств, действий и результатов, социальной роли и значимости в обществе. Отсюда выделяют следующие виды самооценки:

  • Нормальная, или адекватная.
  • Заниженная.
  • Завышенная, или неадекватная.

В зависимости от оценивания самого себя человеком, он тем или иным образом реагирует на самого себя и любые проявления, которые от него исходят.

Самооценка влияет на то, как именно человек будет реагировать и оценивать собственные проявления, которые в свою очередь другими людьми могут оцениваться совсем иначе.

Отклонения в ту или иную сторону считаются негативно влияющими на развитие личности. Речь идет о завышенной и заниженной самооценке.

При низкой самооценке человек будет всегда не уверен в себе. Он лучше себя остановит, нежели будет действовать. Противоположным образом действует индивид при завышенной самооценке, который считает себя всегда и во всем правым.

Завышенная самооценка толкает индивида думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Завышенная самооценка превозносит человека, который считает себя лучше остальных.

Он пытается это доказать окружающим, что только раздражает.

Поскольку люди не согласны с тем, что человек лучше них и он совершенен, это вызывает у индивида лишь враждебность или агрессию, высокомерное отношение к окружающим.

Низкая самооценка достаточно распространенная и проявляется в неуверенности в себе, застенчивости, робости, неспособности высказать свое мнение. Такой человек боится осуждения, критики окружающих, выделяться на фоне остальных.

Нередко он берет на себя вину за чужие беды и обиды. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о неудачнике.

Нередко она развивается с самого детства или трансформируется из адекватной, если постоянно сравнивать себя с окружающими.

Самооценка еще бывает:

  • Плавающей или стабильной, что зависит от настроения и успешности человека в тот или иной период времени.
  • Общей, частной и конкретно-ситуативной. Человек может оценивать себя необычно в конкретной ситуации или по определенным параметрам своего тела.

Самооценка и уверенность в себе

Самооценка и уверенность в себе всегда являются дополняющими и влияющими друг на друга характеристиками. Самооценка формируется с детства, когда ребенок слышит оценки окружающих собственным действиям, а также оценивает личные достижения с успехами, которые имеются у окружающих.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Именно адекватная самооценка и уверенность в себе становятся гарантами того, что индивид будет успешным по жизни. Такую личность можно распознать по:

  1. Способности открыто выражать свои желания и просьбы.
  2. Умению оценивать личный потенциал, видеть труднодостижимые цели и все равно их достигать.
  3. Признанию личных достижений.
  4. Серьезному отношению к своим словам и желаниям так же, как и к словам, пожеланиям окружающих.
  5. Стремлению к сотрудничеству с другими людьми, удовлетворению потребностей всех участников.
  6. Отношению к личным успехам как к положительным событиям.
  7. Отношению к неудачам или недостигнутым целям как к опыту, который можно извлечь. Ставятся другие цели, которые можно достичь.
  8. Активному действованию, когда это нужно. Не откладываются дела на потом.

Адекватная самооценка позволяет человеку не только становиться успешным, но и ставить перед собой новые цели, поскольку он понимает, что способен их достичь.

Адекватная самооценка – это реальное оценивание собственных возможностей с целями, которые хочется достичь. Это спокойное оценивание проделанных действий с результатами, которые были достигнуты.

Если человек реально оценивает собственный потенциал, тогда он ставит цели, которые может достичь или которые постарается реализовать с помощью других людей.

Диагностика самооценки

Самооценку диагностируют с целью установления конкретного ее уровня. Способов и методик очень много. Рассмотрим распространенные:

  • Методика Дембо-Рубинштейн.
  • Методика анализа личностной самооценки по Будасси.
  • Тест Кеттела.
  • Методика В. Щур.
  • Методика А. Захаровой.
  • Метод самооценки Д. Лампена.
  • Тест Т. Лири.
  • Методика проведения диагностики самооценки Г. Айзенка.
  • Методика «Три оценки».
  • Тест «Оцени себя сам».
  • Методика «Справлюсь или нет».

Развитие самооценки

Самооценка развивается с раннего возраста и на протяжении всей жизни либо сохраняется, либо меняется. В раннем возрасте на самооценку ребенка влияют родители.

Именно в детстве ребенок усваивает основные установки того, кем он является, насколько хорошо и в чем проявляются его положительные/отрицательные стороны личности. Все, что говорится родителями, воспринимается безусловно.

Порой люди всю жизнь живут с тем, как именно оценивали их родители.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

В дошкольном возрасте детям прививаются определенные шаблоны поведения, которые нередко зависят от их возраста, половой принадлежности и пр. Отсюда дети начинают искать себе друзей именно по тому, какие качества им прививаются.

В младшем школьном возрасте дети начинают учиться, получать оценки собственным знаниям, сравнивать себя со сверстниками. От данных факторов самооценка начинает меняться.

Они стремятся конкурировать друг с другом, быть лучшими, получать только хорошие отметки. Появляются авторитеты, среди которых не только родители, но и учителя.

Как их оценивают взрослые, их поведение и знания, на том и формируется самооценка.

В переходном возрасте ребенок начинает становиться самостоятельным от оценивания его родителями и учителями. Теперь ему становится важно, что он думает сам и его друзья-ровесники.

В дальнейшем, по окончании школы и при вступлении во взрослую жизнь, индивид уже имеет определенную установку о самом себе. Самооценка меняется, но незначительно.

Он уже обладает определенным мнением о самом себе, поэтому, входя в группу, он ведет себя определенным образом. Например, при низкой самооценке он заранее ставит себя как неудачника, у которого может что-то не получаться.

Он не стремится к общению, сковывается и стесняется, когда с ним заговаривают новые товарищи.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка встречается редко. Она становится критерием успешности человека.

Следует отличать успешность, когда индивид способен достигать тех целей, которые он перед собой ставит, от успеха, когда абсолютно любой индивид должен быть богатым, красивым, обладать высоким социальным статусом и т. д. При адекватной самооценке индивид достигает лишь тех целей, которые интересны ему, а не пожелания общества.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Адекватная самооценка – это реальное оценивание самого себя, своих действий и достижений. При объективном оценивании своих способностей и возможностей человек становится уверенным в себе, а значит, и способным достичь тех целей, которые являются адекватными его навыкам.

Адекватная самооценка способствует сохранению гармонии и спокойствия. Это не говорит о том, что индивид никогда не сталкивается с проблемами и не терпит поражения. Самооценка не влияет на то, будет ли человек терпеть неудачи.

Просто адекватная самооценка позволяет человеку делать выводы, формировать опыт из удач и неприятностей, ставить объективные цели и достигать их.

А при неудачах не заниматься самобичеванием, а оценивать проделанные поступки, менять их или отказываться от цели.

Высокая самооценка

Завышенная самооценка – это неадекватное оценивание самого себя. Человек оценивает себя исключительно с положительной стороны. Такое нередко можно проследить за родителями, которые хвалят ребенка даже во время неудач, неправильных действий и решений. Если ребенок всегда прав и хорош, тогда у него формируется завышенная самооценка.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Такое неадекватное поведение прослеживается и у взрослых людей. Нередко завышенная самооценка является защитой психики, которая заранее настороженно относится к окружающим, которые явно ниже и менее достойны человека, который ею обладает.

Подъем самооценки

Заниженная самооценка является самой распространенной среди людей. Вот почему нередко психологи занимаются повышением самооценки. Здесь полезными окажутся следующие рекомендации:

  1. Никогда не сравнивайте себя с другими людьми. Каждый человек уникальный. Он не может быть сравним с другими.
  2. Никогда не корите себя за недостатки. Все обладают слабостями и негативными сторонами.
  3. Ставьте перед собой цели и достигайте их.
  4. Принимайте комплименты и благодарите за них.
  5. Смените окружение, ведь именно те люди, с которыми вы общаетесь постоянно, формируют ваше мнение о самом себе. Если вы низкого о себе мнения, значит, окружающие люди о вас плохо думают.

Итог

Самооценка – это мнение о собственных способностях, качествах, внешности, возможностях при достижении успеха. Адекватная самооценка позволяет пользоваться своим мнением и уважать личные желания, опыт и знания. При неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке человеком легко управлять.

Источник: http://PsyMedCare.ru/samoocenka

Самооценка — её уровни, формирование и способы корректировки

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Что такое самооценка

Самооценка — это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха.

И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Читайте также:  Прыщ в ухе: причины появления, как лечить

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
Стимулирующая Мотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнозная Блокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
Регулирующая Обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
Эмоциональная Позволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
Защитная Формирует стабильность личности.
Контролирующая Обеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
Развивающая Мотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю.

Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так.

Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Источник: https://PsyLogik.ru/73-samoocenka.html

Особенности самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста

Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность. В зависимости от нее дети становятся в большой или меньшей степени мотивированы к получению новых знаний и выработке полезных навыков. Так происходит становление уверенности будущего члена общества.В этой статье узнаете, как повысить самооценку ребенку дошкольного и школьного возраста.

Что такое детская самооценка

До того как  пойдет в школу, его характер и личность проходят путь становления. Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе мнения человека о самом себе.

С раннего детства индивид дает оценку своим физическим возможностям и внешности. По мере взросления человека, в поле зрения попадают навыки, полученные на практике.

Дети начинают придавать больше значения моральным качествам.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста состоят в том, что все поступки ребенка отпечатываются в его подсознании. Для индивида важно восприятие самого себя и то, как его действия воспринимают другие люди. Здесь играют роль взаимоотношения ребенка с его наставниками и сверстниками.

Для дошкольника важно, что думают о нем окружающие, какое мнение сложилось у детей такого же возраста, как оцениваются поступки взрослыми. На этом пути школьник либо начинает подчиняться стереотипам, либо вырабатывает свои собственные нормы поведения.

Самооценка дошкольника формируется на основе навыков и координации собственных желаний. Ученик имеет намерения, пытается их реализовать, соотносит действия со своими собственными возможностями и возможностями других людей. Ребенок стремится найти общий язык со своими одногодками, ищет одобрения у взрослых.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

В психологии самооценка младшего школьника формируется на основе его ключевых видов деятельности. Важно то, кто окружает ребенка, насколько взаимодействие становится качественным. Ведущая деятельность может быть связана с достижениями в школе, детском садике.

Здесь школьник должен учиться контролировать свое собственное поведение. Оно закладывает адекватную оценку личности. На каждом из этапов детям стоит стремиться к сохранению внимания, аккуратности и терпению. Как только такие качества развиваются, сразу же появляются положительные результаты.

Это залог положительной самооценки в младшем школьном возрасте.

Этапы формирования самооценки

Для родителей важно уделять внимание самооценки ребенка еще до того момента, как он пойдет в школу. Во время нахождения в среднем учебном заведении педагоги также стремятся повышать оценку детей.

Это необходимо для полноценного развития личности. Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах.

В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке.

Самооценка ребенка дошкольного возраста постоянно развивается

У нее есть определенные черты. Как только дети попадают в школьные стены, то автоматически происходит разделение на группы. Условно ребята становятся хорошими и плохими, слабыми и сильными. Появляется своеобразная иерархия. Такой процесс очень быстрый. Буквально через несколько месяцев распределяются все роли между детьми.

Со временем структура взаимоотношений в классе меняется. На это влияют достижения и успехи в школе. Также свою лепту вносят замечания со стороны педагогов, оценки за домашние задания, слова похвалы или упреки. У школьника происходит постоянное сравнивание себя с другими детьми.

Эти факторы становятся основными в формировании самооценки младших школьников.

Для детей играет значение, какие первые отметки будут поставлены в дневник. Зачастую у школьников встречается заниженная самооценка. Не все могут смириться с низкими баллами, которые они получают при ответе у доски или за выполненное домашнее задание.

Их личность протестует, не соглашается с оценками, выставленными педагогами. Это создает конфликтные ситуации, что делает проблему еще больших масштабов. Постепенно увеличивается эмоциональное напряжение, в некоторых случаях детям нужна помощь психологов.

Они могут приобретать такие качества как невнимательность и растерянность, постоянно волнуются.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Самооценка ребенка дошкольного возраста превращается в ярлык. Отметки равняются их оценке самих себя.

К примеру, если школьник получил двойку за контрольную работу, но при этом он прилагал много усилий для усвоения материала, то его будет трудно понять, почему именно такая ситуация произошла с ним.

Если педагог не пояснил отметку и не помог ребенку исправить ситуацию, разобрать правила или понять формулу, то он почувствует себя неудачником. Нередко дети приписывают отметки себе как личности, думают, что взрослые просто плохо о них думают.

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка характерна для ребенка дошкольного возраста. Формирование оценки себя детьми состоит из множества факторов.

Важно, чтобы будущий школьник имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои навыки и достижения.

Не все могут правильно оценивать свои поступки, поэтому здесь нужно деликатно подойти к ребенку, помочь ему советом, вместе проанализировать действия или конкретную проблему.

Для чего нужна самооценка

Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли:

  • обучающую;
  • стимулирующую;
  • мотивирующую;
  • аналитическую.

Самооценка в младшем школьном возрасте в формате обучения дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты.

Так ученик может сам понять, что именно ему необходимо выучить, над какими ошибками еще стоит поработать. Если у ребенка адекватная оценка себя самого, то в процессе учебы он может обойтись без помощи родителей.

Также разумная самооценка ребенка дошкольного возраста может стимулировать ребенка еще раз попробовать свои силы в выполнении, например, сложного задания. Благодаря повышенной мотивации дети добиваются успеха. При аналитическом мышлении школьник может самостоятельно структурировать свои знания, упорядочивать полученные навыки и опыт.

Такие функции являются ключевыми моментами в особенности развития самооценки младших школьников. В любом из видов деятельности ученик развивает различные навыки. Например, он может совершенствоваться в школьной среде, в бытовых вопросах, в играх со сверстниками. Так формируется адекватная самооценка у детей.

Самооценка младшего школьника: диагностика

Какова самооценка у подавляющего большинства дошкольников? Такой вопрос нередко интересует педагогов в родителей. Есть различные способы и упражнения для того чтобы выяснить, как школьник оценивает самого себя. Благодаря специальным мероприятиям определяется самооценка школьника. Учителя проводят внеклассные уроки. Важно не перегружать в этот момент детское мышление и эмоции.

Методика по определению самооценки в младшем школьном возрасте базируется на комплексном подходе. В нее включены несколько упражнений:

  1. Педагоги предлагают детям изобразить самих себя. После школьники дают характеристику своим качествам, учителя в этой ситуации интересуются, кто изображен на бумаге, почему именно в таких красках и с таким выражением лица. Здесь важно разделить качества на плохие и хорошие, помочь ребенку сформировать адекватную оценку себя.

  2. Можно предложить детям выдумать себе новые имена или представить себя в виде сказочных персонажей. Опытные психологи смогут извлечь информацию о самооценке ребенка.
  3. Также разрабатываются специальные опросные листы. Дети должны ответить на незамысловатые вопросы. По итогу анкетирования составляется портрет ребенка.

Читайте также:  Селёдка: польза и вред для организма, калорийность и состав, можно ли беременным

Диагностика самооценки в младшем школьном возрасте может проводиться посредством различных методик. Это необходимо для понимания, нужно ли корректировать оценку ребенка в отношении самого себя, какая именно помощь необходима. Адекватная самооценка младшего школьника — это редкость. Она постоянно меняется. Чаще встречается завышенная или заниженная самооценка у ребенка.

Комплекс специальных упражнений со стороны педагогов должен проводиться не реже раза в месяц.

Особенности самооценки у школьников

Самооценка ребенка дошкольного возраста может быть диагностирована. Для этого проводятся исследования в широком кругу школьников, учащихся в младших классах.

Существует три основных вида оценки себя детьми:

  • адекватная;
  • завышенная;
  • заниженная.

Такие виды самооценки могут быть устойчивыми и гибкими. Дети разделяются на несколько групп:

  1. Адекватной оценкой себя обычно обладают дети, которые достаточно энергичные и активные. Он быстро ищут решения к сложным задачам, усидчивые. Учеба доставляет удовольствие таким детям. Они не боятся критики в свою сторону, легко воспринимают замечания. Каждая новая задача их увлекает. Они легко идут на контакт с другими детьми.

  2. Самооценка ребенка может быть завышена. Такие дети стараются по максимуму преуспеть во всех видах деятельности. Он часто проявляют самостоятельность, не спрашивают разрешения у взрослых. Общественные правила у таких детей не пользуются уважением. Многие родители не понимают, что делать если у ребенка завышенная самооценка.

    В первую очередь им нужно рассказывать, что в обществе существуют договоренности, их нужно соблюдать, так взаимодействие между людьми будет наиболее конструктивным. Есть риск того, что если школьник будет оценивать слишком высоко свои способности, то он потерпит неудачу. Это может сказаться в последующем на желании браться за сложные задачи.

  3. Самооценка дошкольников может быть занижена. Такие дети стремятся к выполнению легких заданий. Они думают, что не смогут справиться с более высоким уровнем, так как у них не хватает зданий. Но это далеко не соответствует реальному положению дел. Ученик может оказываться от высокой отметки, поскольку считает, что заслужил ее.

    Это влияет на самоуважение, теряется коммуникация с другими детьми и взрослыми, есть трудности во взаимоотношениях с другими людьми. На уровне подсознания такой школьник ждет неприятностей в своей жизни, вырабатывается негативный взгляд на мир в целом.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, какова самооценка у большинства дошкольников и учащихся средних учебных заведений. Каждый ребенок по-своему выстраивает взаимоотношения с окружающими, самостоятельно решает, достоин ли он высоких оценок и уважения. Виды самооценки младших школьников говорят о том, что педагогам и родителям стоит больше уделять теме формирования мнения детей о самих себе, стараться корректировать в позитивную сторону.

Способы коррекции самооценки

Многие взрослые пытаются найти ответ о том, как можно корректировать самооценку школьника. Для развития адекватной оценки себя, психологи выработали ряд рекомендаций:

  1. Не желательно сравнивать способности одного ребенка с другими. У каждого есть свои таланты и желания, которые должны быть реализованы в жизни. Не бывает такого, чтобы все были одинаково развиты во всех сферах: начиная от математики и заканчивая физической культурой. Нужно прислушиваться к ребенку, что ему больше всего нравится делать, что его увлекает и доставляет радость.
  2. Требования следует выставлять адекватными способностям ребенка. Не стоит требовать от него знание школьной программы за девятый класс, когда он только заканчивает третий. Усвоение информации и приобретение навыков требует время, для каждого свой промежуток. В противном случае, если ребенок не будет достигать поставленных высоких задач, и не будет понимать, почему именно так происходит, то будет снижаться оценка себя.
  3. Важно периодически хвалить ребенка. Так самооценка ребенка дошкольного возраста будет расти. Особенно это актуально, когда ученик прилагает большие усилия для достижения поставленных целей. Например, он очень прилежно учится, старается радовать своих родителей успехами.
  4. Не нужно ругаться на ребенка, если у него что-то не получилось. Лучше ему спокойно объяснить что нужно для достижения успеха. Все неудачи исправимы. Не давайте расстраиваться ребенку, слезами делу не помочь. Школьник должен поменять отношение к самому себе, задуматься над тем, почему не получилось выполнить поставленные задачи.
  5. Если ребенок совершил ошибку, то не нужно его ругать. Достаточно просто пояснить, к чему могут привести плохие поступки.

Важно как можно чаще общаться с ребенком, обсуждать его достижения, гордиться им. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста и школьников. Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.

В чем опасность низкой самооценки

Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум — он пережил трагические события в своей жизни.

Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним.

Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.

Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.

К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.

Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.

Как повысить самооценку

Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.

Самооценка: формирование, диагностика и способы развития

Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.

Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых. Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.

Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты. В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение.

Самооценка у детей с ограниченными возможностями

У детей-инвалидов нередко возникают проблемы с самооценкой. Такая проблема обусловлена внешними факторами. Если в семье к такому ребенку относятся с трепетом, стараются его всячески окружить любовью, то другие люди могут относиться с непониманием, быть агрессивно настроенными.

Здесь важно как можно больше говорить с ребенком о том, что в жизни бывают разные ситуации. Не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить.

Школьнику важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу.

Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами.

Источник: https://salid.ru/stati/osobennosti-samoocenki-detej-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников" методическая разработка на тему

Мастер-класс по теме «Формирование адекватной самооценки младших школьников»

Сегодня мы живём в стремительно меняющемся мире. Для современного общества недостаточны даже прочные и обширные знания, т. к. объём информации удваивается каждые 10 лет. И, актуальные сегодня, завтра они могут оказаться совершенно бесполезными.

Поэтому перед  образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Чтобы не оказаться беспомощным во взрослой жизни, ребёнку, необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению и самоконтролю.

И тогда у него в дальнейшем не возникнет проблем с самореализацией.

          С понятием самооценки российские педагоги познакомились в 70-х годах прошлого века.  

На  формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.

Ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе.  Его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я и называется самооценкой .

Выделяют  три основных вида самооценки: — адекватная самооценка; — завышенная самооценка; — заниженная самооценка.

Оптимальным вариантом детской самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше ребёнок себя чувствует.

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность – это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша. Дети с адекватной самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят.

Младшие школьники с низкой самооценкой  делают акцент на своих недостатках, выражают неуверенность в их преодолении. Они считают, что неспособны к учебе, к общению, к любым другим видам деятельности. И поэтому  часто возникают трудности в школе и дома.

Низкая самооценка не дает способностям школьника полностью раскрыться.

А слишком высокое мнение о себе может быть опасным: ребёнок будет приписывать себе несуществующие достоинства и нереальные перспективы, а затем, в будущем, страдать, когда жизнь начнёт всё расставлять на свои места.

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоконтролем. Необходимо вырабатывать у обучающихся навыки самоконтроля. Для этого ребёнка нужно научить:

  • 1. анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности  (сравнивать результаты своей деятельности с образцом, находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления);
  • 2. строить и планировать процесс собственной  учебно–познавательной деятельности;
  • 3. организовывать свою учебно-познавательную деятельность;
  • К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей, чтобы были единые требования в школе и дома.
  • Учитель играет  огромную роль  в формировании самооценки.
  • Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.
  • Правила: — необходимо применять преимущественно индивидуальные эталоны, ( не сравнивать ребенка с другими, только с ним самим).  

— Подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам (каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При желании ученик может посоветоваться с учителем).

  1. — Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).
  2. — Критерии оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
  3. — самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя

Самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств. В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста, которые необходимо знать как учителям, так и родителям.

Таким образом, для формирования (или корректировки) адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:

  1. педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  2. и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  3. работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  4. педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
  5. обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  6. проводить с детьми релаксационные игры;
  7. предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  8. предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  9. предоставлять детям возможность делать выбор (разноуровневые задания)
  10. как можно чаще называть ребёнка по имени;
  11. хвалить ребёнка в присутствии других детей;

Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у младших школьников.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся.

Для этого используются различные тесты, анкеты. Я предлагаю тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.

Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Я приглашаю вас стать участниками Мастер-класса. Мастер-класс проводится в форме моделирования урока «Окружающий мир»(1класс), тема урока «Поговорим о дружбе» .

Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки. Итак, представьте себе, что все вы первоклассники, все вы знакомы с книгой В.

Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:

«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила не долго думая и не сомневаясь. А когда последний – голубенький – остался, она, наконец, задумалась.

Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю ка я себе, пожалуй, два кило «мишек».Нет. Лучше два кило «прозрачных».

Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется.

Нет велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопиться.»

— У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание.

— Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:

Лети, лети лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли-

Быть по-моему вели.

Итак, загадываем желания, на экране возможные варианты.

— Что вы загадали? Кто хочет сказать своё желание?

— Какое желание загадала Женя?

— В конце концов Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. Женя использовала свой последний лепесток, для того чтобы вылечить больного мальчика. Именно это желание принесло ей много радости.

Ваши желания самые разные.

— Все ли желания одинаково важны для нас?

В.Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.

 — Можно ли оценивать желания?

Для того чтобы что-то оценить нужен эталон, образец.

— Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в группах, создать правила дружбы. Пожалуйста, кто желает. Напишите на ваших листках 5 правил дружбы. На эту работу отводится 1 минута.

— Итак, слушаем, какие же правила вы составили.

Внимательно слушаем друг друга, не повторяем, то что уже сказали.

А теперь внимание на экран, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.

Поднимите листочки, у кого 5 баллов.

Мы составили много правил, но нет одного самого важного правила. Подумайте, какого?

Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять.

А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии.

  • Итак, во всём, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.
  • -Как вы понимаете эти слова?
  • Золотое правило Библии позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.
  • -Что нужно сделать каждому из нас, чтобы мир вокруг стал добрее?

Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого я предлагаю ващему вниманию фрагмент урока, отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»

  1. Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона.
  2. (фрагмент)
  3. — Оцените поступок котят.
  4. — Оцените поступок кошки.
  5. -Как изменилась кошка?

Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.

Итак, подводим итоги.

Вы убедились, что урок, который мы сейчас моделировали, предоставляет возможность:

  1. научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и желания;
  2. подготовить к восприятию произведения В.Катаева;
  3. развивать коммуникативные навыки групповой работы;
  4. провести нестандартную физкультминутку.

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках так и во внеклассной работе.

Методика включает 4 основных этапа:

  1. Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)
  2. Коллективная выработка эталона самооценки.
  3. Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.
  4. Коррекция и самокоррекция.

На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной.

В раздаточном материале у Вас присутствуют пошаговые алгоритмы введения правила самооценки, сам алгоритм самооценки, о том, как действовать, если самооценка уже сформировалась, каких ошибок нужно избегать при формировании самооценки мл. школьника. Они описаны очень подробно, пошагово. Взяты из книги   ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  (УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ)

Автор — координатор авторского коллектива разработчиков учебников по программе «Школа 2100». Если кто-то заинтересуется полной версией, книга в эл варианте в компьютере.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/04/02/master-klass-formirovanie-adekvatnoy

Самооценка и её развитие (стр. 1 из 4)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3

1. Самооценка. Понятие, виды, структура………………………….4

2. Развитие самооценки………………………………………………..8

2.1. Этапы развития самооценки………………………………..10

2.2. Факторы, влияющие на развитие самооценки……….…..14

2.2.1. Семейные факторы……………………………………14

2.2.2. Социальные факторы…………………………………16

2.2.3. Принципы «самости»………………………………….18

Заключение………………………………………………………………21

  • Список литературы…………………………………………………….23
  • Введение
  • Интенсивное социальное развитие нашего общества, его демократизация и гуманизация повышают требования к формированию активной, созидающей личности и делают особо значимыми исследования проблем становления регуляторных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации.
  • Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции, центральное место принадлежит самооценке, детерминирующей направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений.

Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.

Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Теоретические проблемы самооценки нашли наиболее полную разработку в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.О. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, И.И. Лесноковой, Е.В. Шороховой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Обсуждаются вопросы онтогенеза самооценки, роли в формировании личности и самосознания, ее структуры и функций.

В данной работе будет описано понятие самооценки, раскрыты ее виды, а также направления развития самооценки личности.

1. Самооценка. Понятие, виды.

Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.

Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. По определению психолога В.В. Столина, самооценка это «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды».

Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей.

Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.

Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.

Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. [6, С. 115]

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни — внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «У тебя это не получается!», подчас применяя при этом физическое воздействие.

Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму».

В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью.

На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» — чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими.

При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к.

в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. [6, С. 126]

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки.

Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям («быть отличником по всем предметам») заведомо невозможно.

В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них. [9, С. 203]

Структура самооценки рассматривается исследователями как состоящая из двух компонентов — когнитивного и эмоционального, функционирующих в неразрывном единстве. Первый отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности, второй — отношение к себе, накапливающийся «аффект на себя».

Знания о себе человек приобретает в социальном контексте, и они неизбежно «обрастают» эмоциями. Однако качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, в связи с чем развитие каждого из них имеет свою специфику.

Отмечается, что самооценка функционирует в двух формах — общей и частной (парциальной, конкретной, локальной). [4, С. 212]

Источник: https://mirznanii.com/a/202444/samootsenka-i-eye-razvitie

Ссылка на основную публикацию